Что ребенок должен уметь в год

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Речевые навыки

В один год малыш уже умеет говорить до десяти слов. Он уже понимает практически всё, что слышит. Крайне необходимым является ваше общения с ним, благодаря этому и будет повышаться словарный запас карапуза.

Малыш всё чаще называет предметы короткими обозначениями и если его спросить, как говорит корова — быстро ответит.

Некоторые детки застенчивы, молчаливы. Поэтому не стоит паниковать, если карапуз молчит большую часть времени. А вот если вы замечаете, что он вас не слышит, ребёнок не выполняет ваши просьбы, не понимает запреты – это повод обратиться к доктору. Иначе вы не сможете разобраться, в чём причина такого поведения: патология слухового аппарата, психологические отклонения или что-то другое.

Кроме этого годовалый ребёнок уже знает своё имя и откликается, когда его зовут.

Помощь родителей

Время от времени годовалого ребенка нужно носить на руках. Развитие малыша в двенадцать месяцев так же как и раньше, направлено на совершенствование речевых навыков и мелкой моторики, поэтому необходимо продолжать развивать эти функции.

Развитие прямохождения

Самым главным навыком, приобретаемым малышом на данный момент, является ходьба

Как бы родителям ни хотелось, чтобы их чадо начало быстрее делать первые шаги, крайне важно учитывать его готовность к ним

Если малыш уже освоил навык ползания и передвигается на четвереньках без каких-либо проблем, то необходимо сделать все, чтобы подтолкнуть его к прямохождению, однако отучать его ползать не следует. Чтобы научить кроху ходить, нужно развешивать его любимые игрушки на доступной для него высоте. Как только родители будут замечать, что малыш встает на ноги и тянет руку за игрушками, их нужно переносить немного дальше от карапуза, чтобы он проделывал несколько шагов, прежде, чем их достать.

Не нужно торопить ребенка и сразу ждать от него ошеломительных результатов. Его опорно-двигательная система будет постепенно привыкать к нагрузкам. Расстояние между игрушками и ребенком нужно увеличивать постепенно. Когда он сможет самостоятельно шагать от опоры до опоры, ему будет необходимо сделать несколько таких целей с любимыми игрушками, к которым он сможет идти. На пути малыша обязательно должны встречаться опорные предметы, такие как кресло, стул, кроватка и прочие.

Стимуляция первых шагов ребенка

Зачастую дети боятся сделать первый шаг, так как не уверены в своих силах и очень боятся потерять равновесие и упасть. Чтобы уравновесить тело карапуза ему можно дать в руки несколько игрушек, затем следует отойти на пару шагов назад и попросить ребенка принести подвешенную игрушку. Малышу будет достаточно подобной мотивации и он начнет делать свои первые шаги, чтобы выполнить просьбу родителей.

Во время прогулок с малышом на свежем воздухе, необходимо обращать его внимание на других детей, которые уже самостоятельно шагают. Чужой пример может также замотивировать карапуза на собственные подвиги

Хотя ходунки и позволяют быстрее развить навык хождения, часто их использовать не рекомендуется, так как они могут стать причиной неправильно сформированной осанки. Вместо них, лучше применять вожжи или игрушки-каталки. Поддерживать ребенка во время ходьбы нужно не за подмышки, а за кисти или предплечья. Когда малыш научится делать первые самостоятельные шаги, его можно держать сзади за капюшон для подстраховки. С этого момента нужно стараться меньше пользоваться коляской, давая возможность карапузу развивать полученный навык.

Не нужно переживать по поводу того, что малыш падает. Падения являются важным фактором в процессе обучения прямохождению. Не следует бежать к ребенку сразу после того, как он упал, необходимо дать ему возможность самостоятельно подняться. Помогать ему нужно только тогда, когда он не может подняться сам, плачет или сильно ушибся. Если есть возможность прогулок по траве, песку или земле, то необходимо разрешать ребенку гулять босиком. Это очень полезно.

Обувь для годовалого ребенка

Если малыш осваивает навыки прямохождения на жестком полу, то на него нужно надевать специальную детскую обувь. Это необходимо потому, что во время ходьбы в ступне происходит напряжение определенных мышечных групп, однако только в том случае, если ребенок ходит по земле, камням или песку. При хождении по полу, детская ступня будет либо расслабленной, либо напряженной только наполовину, что приведет к искривлению голеностопа и нарушениям походки.

Первая обувь малыша должна быть непросто модной, удобной и нарядной, а ортопедически правильной. Лучше всего приобретать ботинки на шнурках с высоким задником. Таким образом, детский голеностоп будет зафиксирован, а небольшой устойчивый каблук на ботинках, позволит избежать плоскостопия. Ботинки не нужно надевать все время, достаточно их носить, только тогда, когда ребенок ходит.

Игры с годовалым малышом

С ребенком необходимо продолжать играть в игру с наличием сюжета. Все что было увидено малышом во время прогулки на свежем воздухе, можно обыграть в домашних условиях, используя игрушки. Это могут быть проезжающие автомобили, гуляющие по двору животные или КАМАЗ выгружающий щебень на придомовую территорию. Все это можно воссоздать для малыша в игровой форме.

Также можно устраивать для крохи сказки в форме спектаклей, используя для этого матрешек или пальчиковых кукол, специально созданных для этих целей.

Необходимые исследования

Регулярные медицинские осмотры обязательны, посещать педиатра придется несколько раз в год. Обязательно наносить визит логопеду — чем раньше определить проблему с развитием речевых навыков, тем проще ее устранить в полуторагодовалом возрасте.

В 18 месяцев малыш должен произносить большинство букв, повторять их за взрослыми людьми

Рекомендуется обратить внимание, как правильно выговариваются определенные звуки (р, с, в, л). Если есть проблемы, посоветоваться с логопедом, как правильно реагировать на проявление, совместно разработать ряд упражнений, направленных на исправление дефектов речи

Детский режим

После 12 месяцев малыш тяжело засыпает днем и может устраивать истерики во время укладывания в дневное время. Это происходит из-за смены режима. Ребенок начинает позже просыпаться и позже отходит ко сну.

Маме нужно изменить режим питания ребенка. Если он долго спит днем, покормить 5−6 раз его уже не получится. Тогда нужно организовать 4-разовый прием пищи, например, в 9.00 — завтрак, в 12.30 — обед, в 16.30-полдник и в 20.00 — ужин. Если малыш по-прежнему спит несколько раз в день, то режим может оставаться таким, как раньше.

Мама должна всячески развивать своего ребенка, читая ему стишки, сказки, а перед сном петь колыбельную. Мозг детей в таком возрасте, подобно губке, может впитать уйму информации. Полезно играть в сюжетные игры, показывать пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики можно предложить крохе игры с песком, соленым тестом, пластилином, фасолью или водой.

Интеллект

Именно на полуторагодичный возраст приходится резкий скачок интеллектуального развития, малыш буквально как губка впитывает всю информацию. Он уже прекрасно различает предметы, после того как их покажут. Прекрасно различает геометрические фигуры, уже не путает кирпичик и кубик. Может уже собирать несложные конструкции, используя отверстия сортера, собирает пирамидки из предметов, объединенных родовыми признаками. Используя карандаш или фломастер, рисует прямые линии, овалы и зигзаги. Игры для детей в 1,5 года уже должны усложняться, чтобы они позволяли развить сообразительность. К примеру, малыш должен научиться доставать какой-либо предмет, используя другой.

Что нового в развитии речи

Грудничок прошел стадию доречевого развития, и детский лепет остался позади. Но именно этот этап создал базу для усвоения родного языка. Речевые навыки ребенка в 1 год совершенствуются. Малыш переходит на новый этап — говорение, освоение пассивной и активной лексики. Какие у него успехи?

  • Осмысленное произнесение слогов. В 1 год малыш умеет называть предметы, действия и ситуации слогами-словами: «бай-бай» (спать), «ав-ав» (собака), «ам-ам» (есть), «ля-ля» (кукла, маленький ребенок) и другие. Появляется специфическая детская лексика, которая не всегда понятна даже маме. Ребенок одним словом может называть группу объектов и признаков.
  • Коммуникативная функция речи. Теперь при помощи звуков, слогов и коротких слов малыш выражает не только свои пожелания и требования, но и пытается рассказать о своих переживаниях. Например, если малыш увидит машину и восторженно крикнет «би-би» или «брр», в этом слове будет заключено целое предложение. Оно будет эмоционально окрашенным, грудничок стремится поделиться своим впечатлением. В этом возрасте кроха хорошо владеет интонациями и ритмикой родной речи.

Чтобы годовалый малыш хорошо усваивал навыки родной речи, логопеды рекомендуют:

  • много говорить с малышом и комментировать действия и ситуации;
  • произносить слова правильно, не сюсюкая, медленно, с четкой артикуляцией;
  • разговаривать с разной силой (тихо, громко, шепотом, тонким, грубым голосом);
  • говорить эмоционально и с разными интонациями;
  • читать книги;
  • слушать песни, аудиосказки;
  • развивать мелкую моторику.

Что должен уметь годовалый ребенок? Он может совершать много действий: поднимается в вертикальное положение при помощи опоры; делает первые шаги вдоль дивана; ходит, держась за руку; карабкается по ступеням; держит в руках мяч и бросает его. Также умеет держать чашку и пить из нее; катает машинку; рисует линии и точки на бумаге; вставляет меньший предмет в больший; указывает пальцем на нужный объект; выполняет просьбы; осознает запреты; говорит первые осмысленные слова.

Развитие бытовых навыков к 1 году

Детки уже понимают, что такое чистота и опрятность: грязное платьице может расстроить девочку. Несмышленыш, испачкав ладошки, побежит искать маму, чтобы помыть ручки. Входят в привычку ежедневное умывание, чистка появившихся зубов. Малыш сам протягивает ручки под струю воды, вытирает лицо, ручки полотенцем. У малыша должно быть собственное полотенце для умывания — не очень большое, чтобы кроха мог самостоятельно удержать его в ручках.

Малыши умеют откусывать и жевать сухарики, бублики, печенье, самостоятельно пить из своей бутылочки, пытаются самостоятельно есть ложкой. Они делают попытки одеваться или помогают родным: протягивают ручку в рукав кофточки или куртки, засовывают ножку в ботинок. Стоит выделить больше времени именно на подготовку для выхода на улицу. Пусть чадо пробует одеваться, не делайте за него всю работу. Ненавязчиво помогите: умение карапуза самостоятельно одеться вам еще не раз пригодится.

Уход за ребенком

В этом возрасте детям необходима большая физическая нагрузка, чем прежде. Предоставьте ребенку возможность ползать, ходить, бегать и прыгать до тех пор, пока он не устанет.

Вам придется чаще купать малыша, ведь он активно исследует мир: с удовольствием стоит в луже, пробует на вкус землю и старается погладить любое животное, которое попадется ему на пути

Обратите внимание на состояние кожи после купания. При необходимости воспользуйтесь увлажняющими средствами или средствами против потницы

Пока ребенок учится ходить и бегать, будьте готовы к синякам и ссадинам: запаситесь пластырем с веселыми «детскими» картинками, дезинфицирующими средствами и гелем от ушибов. Не переживайте, совсем скоро ваш малыш научится твердо стоять на ногах!

Превратите уход за волосами в веселую игру. Причешите вместе с малышом куклу. Поняв, как обращаться с расческой, ребенок охотно причешет и куклу, и папу, и маму. Если, именно мама — главный детский стилист, пощелкайте ножницами рядом с волосами куклы, чтобы доказать, что это совсем не больно. Поход в парикмахерскую для мальчика может стать частью особого “мужского” ритуала, ведь папа тоже должен стричь волосы.

Психическое развитие

Психическое развитие годовалого ребенка напрямую связано с физическим состоянием.

Умея передвигаться и ощущать себя в пространстве, малыш познает такие понятия как:

  • расстояние;
  • расположение;
  • направление;
  • способ обращения с предметами.

Получая информацию и различные впечатления, ребенок учится их запоминать:

  • что делают с тем или иным предметом;
  • как располагается мебель в комнате;
  • как называется тот или иной предмет быта;
  • где можно найти определенную вещь.

При определении психического развития ребенка используются следующие критерии:

темпы формирования памяти – насколько быстро малыш запоминает полученную визуальную или звуковую информацию и как долго ее помнит;
интенсивность мышления – малыш решает, каким способом можно достичь желаемого, ищет оптимальные для него решения;
формирование внимания – в годовалом возрасте ребенок способен удерживать внимание на одной веще около 10 мин., поэтому важно помочь ему концентрироваться на чем-то одном некоторое время;
скорость восприятия — как быстро воспринимается все новое, речь, действия окружающих, далее от этого будет зависеть степень обучаемости ребенка.

Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:

  • при манипуляциях во время приема пищи (попытка самостоятельно воспользоваться ложкой, чашкой);
  • при игре с пирамидой из 2-3 колец;
  • при общении с взрослыми людьми и детьми постарше;
  • при попытке сломать, разобрать или бросить игрушку.

Нервная система характеризуется эмоциональностью и некоторой нестабильностью (капризы, бунт против запретов), так как она еще не совершенна, в стадии формирования

Учитывая это, не рекомендуется подавлять непокорность малыша наказанием, проще переключить его внимание на что-то другое

Большая ошибка считать, что годовалый малыш многое не понимает из того, как с ним обращаются. Дети в этом возрасте:

  • умеют хорошо чувствовать настроение близких ему людей;
  • понимают речь;
  • эмоционально реагируют на ссоры;
  • испытывают чувство угрозы и одиночества.

Психоэмоциональное развитие малыша в 1 год

Наступает переломный момент в жизни ребенка. В этом возрасте кроха проявляет характер: может и соседа по песочнице лопаткой ударить, и маму укусить, и банановым пюре плеваться, и кошку за хвост таскать.

  • Первый психологический кризис. В 12 месяцев можно наблюдать приметы психологического кризиса. В чем он проявляется? Грудничок бурно выражает негативные эмоции, нарушает табу, выступает против всех «нельзя». Также малыш пытается все делать самостоятельно. Учащаются капризы, часто дети закатывают истерики. В этом возрасте уже можно говорить о так называемом манипуляторном плаче, когда малыш осознает, что истерикой можно (или нельзя) чего-то добиться. Период первого психологического кризиса длится примерно полгода. В полтора года снова наступает затишье, ребенок становится «шелковым». Но в 3 года грядет новый кризис. Так что мамам и папам нужно запасаться терпением.
  • Самостоятельность и безопасность. Запреты в жизни годовалого малыша должны быть, чтобы формировать у него чувство безопасности. Также табу показывают личностные границы родителей, ребенок должен их знать. Но запретов не должно быть слишком много. Лучше предлагать безопасную альтернативу, чтобы малыш имел право выбора. Например, если он находится на кухне, то лучше не запрещать что-то брать, а дать ему задание или такие вещи, которые нельзя разбить (пластмассовая посуда). Ребенок этого возраста охотно берется за домашнюю работу и любит копировать действия взрослых.
  • Общение. Ребенок с большим желанием выполняет просьбы взрослых и приносит игрушку, о которой его попросят. Уже нет такой отчужденности, страха перед незнакомыми людьми, но эмоциональная привязанность к маме остается. Да и со сверстниками потихоньку налаживается коммуникация. Конечно, в этом возрасте еще рано говорить о симпатии и дружбе. Общение происходит во время игры, которую организовывают взрослые. Нередко на детской площадке возникают конфликты из-за дележа игрушек. Психологи рекомендуют учить малышей делать обмен. Тогда у крохи не будет ощущения, что его лишают частной собственности.

Для гармоничного формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации в этом возрасте можно посещать школу раннего развития.

Двигательные навыки

Что должен уметь малыш в 1 год? Насколько развиты его физическая сила, ловкость, координация движения, равновесие?

Ползание на четвереньках. В год уже развивается внутренний стимул двигаться, познавать окружающее пространство. Теперь не нужны никакие уловки и хитрости взрослых, чтобы подталкивать малыша к ползанию. Он охотно и свободно делает это сам. При этом кроха отлично держит равновесие, балансирует, может держаться на двух коленях и одной руке, а вторую поднимать и брать ею игрушку.

«Медвежья походка». Так называется перемещение годовалого ребенка при помощи рук и ног одновременно, с оттопыренной вверх попой. Такое движение малыш выбирает, когда преодолевает какие-либо препятствия. Из этого же положения он может попытаться встать и удержаться на ногах несколько секунд без поддержки. Грудничку этого возраста можно устраивать безопасные трассы с препятствиями, чтобы развивать координацию движения, задействовать различные группы мышц.

Свободно перемещается вдоль мебели. Что умеет ребенок в год? Грудничок держится уверенно, его шаги быстрые и ловкие, когда он двигается вдоль кровати или дивана. Но без опоры он пока не может перемещаться. Также у малыша может появиться чувство страха, когда он оказывается посреди комнаты без опоры. И вместо того чтобы пойти, может плюхнуться на попу.

Ходит, держась за руку взрослого. Если в 11 месяцев грудничок ходил, держась за обе руки, то теперь он может перемещаться при поддержке одной руки

В этой позиции малыш может чувствовать неуверенность, шагать осторожно, делать слишком широкие и неуклюжие шаги.

Свободно перемещается без поддержки. В годовалом возрасте малыш уже может пойти самостоятельно. Но согласно нормам ребенок также может освоить этот навык и после года. Если ребенок не пошел после 16 месяцев, это уже нарушения нормы. Требуется консультация ортопеда и невропатолога. Есть дети, которые начинают поздно ходить по причине лишнего веса, без каких-либо неврологических отклонений. Также позже начинают ходить малыши, которые появились на свет недоношенными или с малым весом.

Тренировка равновесия. Узнать, хорошо ли грудничок держит равновесие, можно при помощи такого упражнения. Нужно усадить ребенка на твердую поверхность и приподнять его ножки под небольшим углом. Грудничок не будет наклоняться набок или заваливаться назад. Всем телом и ручками он будет тянуться вперед, таким способом балансируя и сохраняя равновесие. Если удержать равновесие трудно, кроха может опираться рукой о поверхность.

Пробует тянуть игрушку за шнурок. Можно поставить игрушку с колесиками на столе так, чтобы малыш не мог ее достать, но мог бы дотянуться до шнурка, к которому привязана игрушка

Важно не демонстрировать, что нужно делать со шнурком, можно только показать, как двигается игрушка. Малыш в этом возрасте уже может отследить взаимосвязь шнурка и игрушки

Это открытие его впечатлит, и он будет долго возиться с новой забавой.

Мелкая моторика. В 1 год дети умеют совершать тонкие движения пальчиками, что подтверждает развитие мелкой моторики. Грудничок в этом возрасте с легкостью удерживает небольшой предмет указательным и большим пальцем. Этот навык развивался на протяжении нескольких месяцев. Он будет усовершенствоваться, подготавливать руку к рисованию и письму.

Бросает мелкие предметы в коробку, банку. Можно предложить грудничку игру — бросать в коробку небольшие шарики или кубики. Сначала малыш будет наблюдать, затем захочет повторить движения. Кубики он может не бросать, а по одному подносить к коробке и класть в нее.

Принципиальных различий в психомоторном развитии девочки и мальчика в годовалом возрасте нет. Телосложение девочки может быть таким же крепким, как у мальчика. А мелкая моторика мальчиков может быть так же хорошо развита, как у девочек. Различия в физиологическом и психоэмоциональном развитии могут появиться позже, особенно в подростковом периоде.

В год ребенок делает первые шаги и отлично ползает. Перед ним открывается широкое поле для исследования и деятельности

Важно давать малышу свободу, но также необходимо подумать о безопасности. Если в доме годовалый ребенок, все потенциальные опасности нужно устранить и спрятать: поставить заглушки на розетки, заблокировать шкафы, убрать провода, тяжелые, острые предметы, бытовую химию, лекарственные, косметические средства и т.п.

Итоги развития ребенка за год. Что должен знать и уметь ребенок к году.

Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, в состоянии нести двумя руками нетяжелые предметы: куклу, миску и др.

Для него не остается недоступных мест в квартире. Он ходит по всем комнатам, влезает на диван, подлезает под стол или стул, добравшись до кухни, исследует шкафы, гремит кастрюлями, может высыпать на пол содержимое банок, пакетов. Эту бурную деятельность малыша следует направлять в нужное русло: научить, как играть с куклой (заворачивать, укачивать и т. д.), как покормить собачку из мисочки, как правильно нанизывать колечки на пирамидку, открывать и закрывать матрешку.Малыш охотно следит за действиями взрослого и пытается их повторять.

Нужно всегда помнить, что свобода перемещения годовалого ребенка и его действия с предметами таят в себе много опасностей. Контакт с горячими, острыми и разнообразными мелкими предметами чреват ожогами, травмами, попаданием инородных тел в ухо, нос, дыхательные пути. Ребенка этого возраста, не имеющего еще жизненного опыта, нельзя выпускать из поля зрения ни на одну минуту.

К году ребенок уже многое освоил. Возрос запас понимаемых им слов. Он знает названия всех окружающих его предметов, игрушек, одежды. Безошибочно показывает называемые части тела, лица. Произносит первые 8—10 слов.

Малыш уже способен чутко улавливать интонацию речи взрослых. У него появляются зачатки умения обобщать. Например, словом «ляля» он называет не только свою куклу, но и встреченную на улице в коляске девочку либо изображение на картинке маленького ребенка или куклы. Способность к обобщению свидетельствует о новой ступени развития.

Годовалый ребенок воспринимает простые мелодии, у него закладывается чувство ритма. Желательно ежедневно хотя бы на короткое время устраивать музыкальные паузы в двигательной деятельности ребенка, используя для этого детские пластинки или магнитофонные записи. Это поможет оформлению у него музыкального вкуса.

Усложняется эмоциональная сфера малыша. К году он может плакать от сочувствия к другому обиженному и плачущему ребенку и сам страдает от обиды, когда его не принимают в общую игру старшие дети.

Годовалый малыш начинает проявлять интерес к другим детям, особенно старшим. Его интересует совместная со взрослыми деятельность, участие в их делах. Он протягивает ручки, ножки при одевании и раздевании, вытягивает шею при умывании, чистит нос в подставленный носовой платок, все чаще во время еды использует по назначению ложку, самостоятельно пьет из чашки.

Его любимое занятие — опорожнять и заполнять ящики, передвигать крупные предметы, опрокидывать, разрушать, тянуть за собой все, что только возможно, раскрашивать книги, рисунки и даже стены. У него нет представления о вредности своих действий. Он им радуется и пытается повторять.

Родители не должны за это сердиться на малыша, ругать или наказывать его. «Анализ», «разборка» являются первой стадией познания. В нее-то и вступает в этом возрасте ребенок. Стадия созидания наступит позже. А теперь, чтобы ребенок не портил вещей, за его действиями необходимо следить и направлять их.

Он охотно становится соучастником игры, бросает мяч и ожидает его возвращения, пытаясь ловить. Ему нравятся игры в коллективе. Малышу доставляет явное удовольствие участие в делах взрослых.

Годовалый ребенок вследствие свободы передвижения, любознательности и полного отсутствия «жизненного опыта» может схватиться за горячую кастрюлю, острый нож, потянуть на себя скатерть или клеенку вместе с посудой, поэтому его нельзя оставлять ни на минуту без присмотра.

Ребенок активно осваивает речь двусложными словами. Их накапливается уже около десятка. Слова сопровождаются характерными жестами. Малыш не только чутко улавливает интонацию речи взрослого, но и понимает значение большинства слов.

Он легко обучаем, т. е. запоминает названия предметов, разученные действия, имена близких взрослых и детей. Любит наблюдать через окно за движением транспорта, людей. Обожает животных, тянется к ним, не сознавая опасности. Все ему хочется пощупать, узнать.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий