С какого возраста ребёнок начинает брать погремушки?
Когда малышу исполнится четыре месяца, он начнёт брать игрушки самостоятельно, без подсказок взрослых.
Можно отметить несколько этапов в прохождении этого действия:
- В возрасте четырёх месяцев ребенок начинает хватать предметы, расположенные на уровне его глазок. Он удерживает погремушку обеими ручками и целенаправленно тянет к себе для повсеместного изучения. Малыши также стучат по подвескам, потрясают погремушками для извлечения звука.
- Когда ребенок немного подрастёт (после 5 месяцев), то начнёт брать предметы с поверхности постельки или пеленального стола обеими руками. Поднятая игрушка тщательно изучается, малыш пробует ею играть. Пока большинство манипуляций совершается двумя ручками.
- Полугодовалый ребёнок берёт желаемый предмет из любого положения: лёжа на спинке, животике или боку. Кроха берёт погремушку одной ручкой, вторая в этот момент может удерживать другую игрушку. Ребенок в 6 месяцев самостоятельно играет погремушками, причём у него появляются любимые игрушки.
Когда ребёнок достигнет того возрастного периода, в котором его навыки позволяют брать желаемый предмет, необходимо начать «ревизию» потенциально опасных вещей, окружающих малыша.
Не многий карапуз удержится от многочисленных соблазнов: ведь хочется и изучить вкус маминого крема, и взять со стола блестящую вилку, и попробовать на вкус хвост или лапу кошки, проходящей мимо. Жажда познания – воистину великая вещь!
Погремушки – это первые игрушки малыша, появляющиеся дома. Шумящие предметы призваны вызвать у новорождённого ребёнка начальный интерес к окружающей среде и получению информации.
Чтобы развитие грудничка с первых дней походило правильно, необходимо приобретать только безопасные погремушки, подходящие ему по возрастным показателям. Познавайте окружающий мир без проблем!
Какие игрушки выбрать ребенку
Мы узнали, в каком возрасте ребенок должен начать брать и держать в руках предметы. Но для формирования навыков и безопасности нужно правильно подобрать игрушки. Подходящим вариантом для первых занятий станет погремушка. Выбирайте изделия с длинной ручки около 15 сантиметров. Затем постепенно переходите на более мелкие вещи.
Игрушки должны быть яркими и музыкальными. Выбирайте красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Используйте предметы с разной формой и фактурой. Это также развивает тактильные ощущения и мелкую моторику, формирует предпочтения и вкус. Погремушка будет полезна в первый месяц жизни крохи даже при условии, что он еще не умеет держать предметы. Малыши уже реагируют на звук.
В первые шесть месяцев для крохи хватит две-три погремушки разных цветов и размеров, одна-две подвесных игрушки, которые вешают в кроватку или коляску. Дополнительно можно использовать музыкальный мобиль, но он нравится не каждому ребенку. Если вы используйте музыкальные подвесные изделия для детей до двух лет, подвешивайте мобили и подобные игрушки не ближе, чем на 40-50 сантиметров, чтобы кроха не испугался.
Когда ребенок начинает интересоваться игрушками?
Для того чтобы малыш начал интересоваться игрушками как предметами для совершения всевозможных манипуляций, должно произойти несколько важных вещей:
- Уровень развития интеллекта должен быть таким, чтобы у малыша возник интерес к познанию окружающих его вещей. Для этого необходимо развитое зрение, слух, умение контролировать действия рук с помощью глаз, а также понимание, что мир не ограничен тем, что находится непосредственно перед глазами, а предметы имеют разное предназначение, которое нужно понять опытным путем.
- Для исследования окружающей действительности нужны определенные физические навыки. Ребенок должен стать мобильнее: научиться переворачиваться, ложиться на животик, сидеть. Это дает возможность рассматривать все вокруг и доставать интересующие предметы.
- Ручки должны уметь брать интересующую вещь, держать ее, трясти, перекладывать.
Только при этих условиях ребенок сможет играть с погремушками, заинтересовавшись и достав их, а не просто держать в руках то, что вложила в них мама.
Обычно все это приходит к ребенку в районе полугода. Малышу становится интересно не только то, что гремит, но и шуршит, хрустит, издает музыкальные звуки, светится при нажатии. Он учится производить с предметом всевозможные манипуляции, а не просто брать. Теперь кроха может сам отдать вещь, если попросить ее.
Когда новорожденный начинает реагировать на погремушку?
Способность слышать, а также реагировать на различные звуки появляется у детей еще в период пребывания в материнской утробе. Давно доказано, что еще в ходе внутриутробного развития дети реагируют на голоса и музыку, поэтому после рождения у них уже развит слух. Тем не менее, родители нередко задаются вопросом, когда новорожденный начинает реагировать на погремушку?
В каком возрасте ребенок начинает реагировать на погремушку?
Уже к концу первого месяца жизни младенец перестает быть несмышленым и беспомощным. К тому же в это время он уже может пытаться следить за яркими погремушками, если ей водить неспешно. Если же к такому малышу ласково обратиться, то он будет сначала прислушиваться, а затем и издавать собственные первые звуки, улыбаясь.
По мере взросления и приближения возраста в 2 месяца, ребенок начинает все активнее следить за движущимися и звучащими предметами. При этом он вполне может поворачивать голову в сторону источника звука, если он располагается сбоку и звучит на протяжении достаточно длительного времени. Позднее, дети начинают реагировать и на те звуки, которые раздаются над их головой. Поворачивая и закидывая голову.
Уже в возрасте 3-6 месяцев дети без особого труда выявляют источник звука, то есть определяют, располагается он с правой или с левой стороны
В ответ на звук они уже не только водят глазами, но и активно поворачивают голову, уделяя внимание издающим его объектам. Хотя некоторые дети могут отреагировать на звук только по прошествии нескольких секунд
Не стоит забывать, что дети в этом возрасте могут реагировать на звук, который раздается на расстоянии порядка 3-4-х метров от них. Детки недоношенные и ослабленные физически, а также те, у которых имеются те или иные отклонения в психомоторном развитии, формирование реакции на источник звука может быть несколько заторможено.
Помимо прочего дети в возрасте 4-6-ти месяцев могут проявлять и отрицательную реакцию, если слышат резкий или раздражающий их звук. В этом случае они могут широко открывать глаза, вздрагивать, морщиться и просто начинать кричать. Такая реакция характерна для неожиданных и неприятных малышу звуков.
Окружающий мир в звуках
В то время, когда новорожденный начинает реагировать на погремушку, он проявляет немалый интерес и к другим звукам окружающего мира. Стоит отметить, что слух новорожденных окончательно не сформирован. Тем не менее, он развит намного лучше, нежели зрение. Но уже по прошествии нескольких дней после рождения малыши слышат столь же хорошо, как и взрослые люди. Но в это время они могут не реагировать на большинство звуков по причине того, что просто не понимают их. При этом все новорожденные реагируют на резкие звуки, стук и звон. Зато спокойные звуки малышей успокаивают.
Если в возрасте одного месяца малыши беспрепятственно различают привычные голоса или звуки любимой погремушки, то уже к трем месяцам они различают и интонации. После месяца детки демонстрируют реакцию на различные источники звука, в том числе и погремушки, стараясь повернуть к ним голову.
Важно заметить, что в доме с маленьким ребенком нет необходимости поддерживать идеальную тишину. Тем не менее, громкие звуки также не пойдут на пользу ребенку, поэтому их стоит избегать
А в ночное время нельзя допускать резких звуков в детской комнате, равно как и яркого освещения. Это поможет ему скорее сформировать простую закономерность о том, что днем шумно и светло, зато ночью тихо и темно.
Своевременная реакция на погремушку может немало сказать о психомоторном развитии ребенка. Поэтому ее оценивает детский врач в рамках планового приема малыша.
Как правильно выбрать погремушку?
Новорожденному ребенку следует с особой тщательностью выбирать игрушки. К параметрам качественности и надежности изделия относят:
- отсутствие мелких деталей, а также частей, которые плохо скреплены;
- наличие сертификата качества;
- нет резкого, отталкивающего запаха;
- не имеется повреждений;
- цвета естественные;
- звуки приятные, четкие;
- вес до 100 г.
Материал должен быть безопасным. Изделие может быть выполнено из пластика, силикона, дерева, ткани:
За пластиковыми игрушками легко и просто ухаживать. Их можно мыть после каждого использования.
Для игрушек-прорезывателей часто используют силикон
Важно следить, чтобы материал не повредился, и не вытекло наружу содержимое.
Натуральным и безопасным материалом считается дерево. Но игрушки из него тяжелые, и их малышу трудно держать в ручках
Помимо этого, есть риск получения травмы, когда ребенок нечаянно стукнет себя.
Погремушки из ткани мягкие и легкие, но они требуют частой стирки.
Следуя этим рекомендациям при покупке товара, удастся избежать ошибок. Для младенцев первого месяца жизни лучше выбирать модели из ткани и пластика.
Покупать игрушку обязательно нужно с учетом возраста грудничка:
- Для новорожденных покупают игрушки, которые подвешиваются к кроватке, коляске. В это время малыш устремляет свой взор наверх, где и будет висеть погремушка. Разрешено использовать первые недели жизни и браслеты.
- С трех месяцев малыш начинает активнее интересоваться происходящим. Ребенок пытается дотянуться до предметов, которые находятся вокруг него. Погремушка развивает хватательный рефлекс, мелкую моторику и сенсорику. Подходят более сложные погремушки, издающие звук, можно купить погремушки-носочки.
- К 6 месяцам покупают погремушки, характеризующиеся еще большим набором функций: прорезыватели, одновременно издающие шум при тряске, головоломки, присоски, кольца.
Перед покупкой любой модели следует проверить все детали, прослушать качество издаваемого звука. Осматривается изделие и на наличие дефектов.
Погремушки для новорожденных
Игрушки – немаловажная часть приданого для новорожденного. Придя в магазин, новоявленные родители подчас теряются от разноцветного многообразия предлагаемого ассортимента
Растеряться здесь немудрено, поэтому важно заранее определиться с тем, что нужно купить, дабы избежать бесполезных лишних затрат. Так, главными игрушками в первые месяцы жизни крохи должны стать погремушки для новорожденных
Простая и даже, иногда примитивная погремушка оказывает влияние на умственное, физическое и эмоциональное развитие малыша, поэтому важно отнестись к выбору со всей ответственностью
Как выбрать погремушку?
При покупке следует обратить внимание на следующие моменты:
- материал. из которого изготовлена погремушка. Это может быть дерево, пластмасса или ткань – дело вкуса, главное, чтобы игрушка была выполнена качественно, не имела острых углов и швов, постороннего запаха;
- цвет. Лучше выбирать погремушки ярких, контрастных цветов, пастельные тона не привлекут внимания младенца. Краска должна быть качественной и не слазить с изделия;
- звук. который издает игрушка. Должен быть не резким, но достаточно внятным и громким. Выберите несколько погремушек с разным звучанием – полые с шариками внутри, мелодичные с бубенчиками, музыкальные погремушки со звуками природы;
- безопасность. Хорошая игрушка должна быть прочной, гладкой, не иметь мелких деталей, которые легко отрываются или отпадают. Для того, чтобы быть уверенным в качестве, следует покупать погремушки проверенного производителя в надежных торговых точках. Тогда вы сможете быть уверенны в соблюдении стандартов качества;
- наличие дополнительных функций и элементов на развивающих погремушках. Подросший малыш оценит шуршащие, блестящие, вращающиеся детали, а мягкие прорезыватели он сможет грызть в период активного роста зубов.
С какого возраста давать погремушки?
В первые месяцы жизни кроха, конечно же, не сможет играть самостоятельно, поэтому целесообразно приобрести погремушки на кроватку и коляску. Вешать их следует на расстоянии 40-60 см от лица ребенка, чтобы он смог сфокусировать на них свой взгляд. Кроме того, на первом месяце жизни можно начинать осваивать нехитрые игры совместно с малышом – водить погремушкой перед лицом, опять же на расстоянии 40-60 см, чтобы не спровоцировать косоглазия, в течение нескольких минут. Далее можно разнообразить движения – ускорять, замедлять, стимулировать ребенка следить за ней взглядом и вертеть головой. По мере подрастания ребенка можно надевать ему погремушку на ручку, чтобы он пробовал манипулировать ею самостоятельно.
Для малыша в возрасте от 6 месяцев следует выбирать более тяжелые, например, деревянные погремушки для того, чтобы укреплять пальцы рук и способствовать развитию моторики. Интересны будут погремушки в виде гирлянд, состоящих из шаров разного размера, которые малыш сможет перебирать, контролируя свои движения взглядом.
Когда ребенок начинает держать погремушку?
Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка держать погремушку. Этот навык разовьется примерно к 4-5 месяцам, когда малыш начнет проявлять к предмету игры активный интерес и тянуть ручки. Помогите ему правильно захватить погремушку. Если что-то не получается, попробуйте повторить упражнение. Позже игру можно усложнить, давая ребенку погремушку менее удобную для захвата, стимулируя тем самым развитие мышц.
Не стоит засыпать ребенка разнообразными погремушками. Вполне достаточно 4-5, при этом использовать для игр их лучше по очереди, чтобы у ребенка не пропал интерес.
ПРОБУЕМ НА ВКУС
Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться ( если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры ): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.
Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь ( или бутылочку ) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.
К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».
Как научить ребенка держать игрушку?
Чтобы карапуз обратил внимание на погремушку, необходимо показать ее, лучше всего сделать это несколько раз. Затем, малыш поймет, что вещь можно брать в руки, трогать, вертеть и играть с ней
Алгоритм развития навыка удержания игрушки в руке:
- попробуйте в ручку новорожденного положить свой палец, он тут же его сожмет. То же самое происходит, если грудничок начинает держать игрушки и погремушку. Как только вы увидите, что малыш активно разглядывает вещь, интересуется ей, изучает ее – это значит, что кроха начал развиваться;
- ребенок должен держать игрушку, пускай он привыкает к тому, что щупать можно осознанно, без чьей-либо помощи. Для этого чаще показывайте карапузу одну и ту же погремушку, чтобы он ее запомнил. Спустя пару месяцев, малыш сам потянется к той игрушке, которая часто была перед его глазами;
- еще один хороший способ научить держать погремушку – это разложить вокруг ребенка все, что есть. Пускай он сам возьмет ту, которая ему больше всего нравится.
Что делать, если ребенок в 4 месяца плохо держит игрушку. Первое, что нужно сделать, это прекратить паниковать. Не все детки быстро развиваются, кто-то делает это медленнее. Но это вовсе не значит, что малыш растет с отклонениями.
Виды погремушек для малышей фото:
Что делать, если ребенок в 5 месяцев плохо держит игрушку. Может быть, ему не нравится форма или цвет погремушки? Такое бывает, дети отказываются даже брать в руки то, что их отталкивает. Например, вряд ли малыш станет трогать черную и неприятную на ощупь вещь, она может его испугать.
Ребенок начинает держать погремушку уверенно и твердо с четырех-пяти месяцев. Так что, не стоит расстраиваться, осталось лишь подождать, когда кроха сообразит все-таки сам взять в руки игрушку.
Ребенок должен держать игрушку в руках к 5 месяцам – это та самая моторика, которая важна для каждого младенца. Попробуйте приобрести в магазине несколько видов погремушек, чтобы узнать, какая из них точно понравится ребенку. Рано или поздно он все равно начнет ее хорошо держать.
https://youtube.com/watch?v=BK11P2gHWmY
Возраст с четырех-пяти месяцев – самый оптимальный, когда дети начинают держать погремушку в своих маленьких руках. Конечно, без помощи родителя здесь не обойтись, крохе необходимо помочь. Так, раз за разом, карапуз поймет, что игрушки – это интересные вещи, которые можно не только наблюдать глазами, но и прижимать к себе.
Как только в доме появляется младенец, тотчас же появляется и его первая игрушка – погремушка для новорожденных. По крайней мере, так должно быть, потому что игры с погремушками новорожденных детей прекрасно развивают у них зрение и слух. Поэтому погремушки для новорожденного грудничка – это, как говорят англичане, «a must», т.е. обязательная игрушка. Однако для того, чтобы правильно развивать у младенца органы чувств погремушками, необходимо знать, как это делать. Вот, что мне удалось узнать.
С какого возраста стоит покупать?
Практически все виды игрушек маркируются указанием минимального возраста, с которого их стоит использовать. Хотя погремушки и являются самой простой разновидностью игрушек, все же и они не всегда могут использоваться буквально с рождения.
Следует заметить, что тренировать внимание и слаженную работу органов чувств действительно стоит с самого рождения, но погремушка для таких целей подойдет не любая. Новорожденный пока совершенно не владеет своими конечностями, чтобы удерживать такой предмет в руках
Он даже не может развернуться в сторону, если предмет находится вне поля .
Начиная с трех месяцев, допустимым считается использование погремушек, действительно напоминающих игрушки. Поднимать такие предметы малыш пока не в состоянии, но зато он уже может самостоятельно приводить их в действие, если они находятся в зоне ближайшей доступности. Подарки подобного типа совершенствуют еще и тактильные навыки ребенка, ведь для получения звука ему придется потрогать предмет.
После достижения полугодичного возраста можно использовать самые сложные погремушки, например, те, что крепятся к обеденному столику. Такое решение позволяет ребенку играть и развиваться даже во время приема пищи, однако присоска не позволяет сбросить игрушку. Хорошим вариантом станет также для зубов с функцией погремушки.
Ответы знатоков
lavIRA:нам тут 1.5 мес.
*МАДАМА*:на 3-4 месяце
Тря-ля-ля-это песенка Моя!:в 3 месяца он уже пытался хвтаь ее… в 2 следи глазами
Оксана Мячикова:3-4 месяца, реагировал, но играть с ними как то не играл.
Люся Шмакова:первый раз в 3 мес, в 3.5 уже сами держали погремушку
***Просто Веруня***:в 1,5мес глазами за мобилем водила
Стихия Земля:примерно в полтора- два месяца
валентина:у меня в 1.5 -2 месяца играла в ванной с уточками в погремушки позже и только в подвесные играет.
ЮлиЯ))):Купи мобиль) ! Ох моему нравилось)))!
Шаурма мяукает:Следить глазками за погремушкой к месяцу должны, это и невролог на осмотре в месяц проверяет. А вот тянуться ручками к предметам — это уже позже, месяца в 3-4.
Эсмиральда:в 3 месяца до этого (сейчас набегут родители вундеркиндов) — НЕТ
Анна:Месяца в 2,5 -3
Виталий Майдуров:Мое мнение даже в утробе мамы он играет ручками. а как только родился у него уже есть ощушения на звуки образ, а погремушука у меня сын в 1месяц пытался играть
My-My:Где-то месяца в 2.
СветЛана:на видео моей было 2 месяца .. она хватала рукой погремушку
Аксинья Никалавна:я тоже запамятовала.. . хотя это моя специальность)) ) но специализация была последние лет 10-12 на детях школьного и даже подросткового возраста.. . так что.. . давай совру: в 3-4 месяца! (можно, конечно, достать дневничок моего первого дитя. там у меня все в подробностях, лучше Л. Мухиной запротоколировано. Хотя, если ориентироваться на стандарты науки, доченька развивалась с опережением. в 11 дней зафиксирован первый смех у ребенка!))))
анна шеина:каждый ребенок индивидуален, где-то в 3-4мес.
Светлана Краснова:Сын не вундеркинд. Следил за предметами в 1 месяц, поворачивал голову на звуки. Феола всё правильно написала.
николавна ***:наш счастливый возраст как раз полтора месяца. уже недели 2 как реагируем на погремушки, отслеживаем глазами, поворачиваем голову на звуки. в руки пока не берем, за мобилем следим. и вообще когда глажу, к доске цепляю игрушку мобильную. и сынок лежит и смотрит на нее. наш врач говорит, что дети сейчас акселераты. на людей реагирует, вчера на незнакомых так внимательно посмотрел, что тетки в шоке были, мол дети какие пошли. на развивающем коврике пытаемся руками игрушки задеть, чтоб позвенели.
Bobachka:около двух месяцев следит за игрушкой. К четырем сам должен брать в руки.
Мама и младенец
В первые 2-3 недели новорожденный практически не реагирует не только на игрушки, но и на свою маму. Он не радуется ее появлению, не смотрит ей в глаза, не ищет ее, когда она уходит
Но любящая мама, несмотря на такое невнимание, не только кормит и одевает, но и активно общается со своим драгоценным малышом. На первый взгляд все это может показаться бессмысленным — он же еще ничего не понимает
Но на самом деле такая материнская активность обладает глубоким созидательным смыслом. Именно благодаря ей где-то на третьей неделе жизни появляется сосредоточенный взгляд в глаза, а потом — широкая, во весь рот, улыбка. Эта улыбка явно адресована взрослому и выражает радость от присутствия родного человека. Со временем такая улыбка появляется все чаще, к ней присоединяются радостные хаотичные движения ручками и ножками и счастливое младенческое гуление.
Главная и единственная потребность младенца — это потребность в общении с самым близким взрослым, в его внимании и доброжелательности. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест, — это против своей «незамеченности»
Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает по-своему — с помощью взглядов, улыбок, движений ручками и ножками
В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослого. В первом полугодии кроха еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) он отвечает яркими положительными эмоциями.
ЗАЛОГ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическомразвитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы
Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.
Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.
Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.
Польза и вред
Детские погремушки играют ключевую роль в раннем развитии малыша. Родившись, он еще совершенно не умеет пользоваться даже теми органами чувств, которые у него есть. Поэтому погремушка для новорожденных способна стать его первым тренажером. Выделяется ряд плюсов приобретения такого подарка.
Вслушиваясь в звук погремушки и рассматривая ее, ребенок начинает улавливать закономерность между тем, где находится шумящий предмет и его местоположением
Именно благодаря погремушкам мы, взрослые, понимаем, откуда идет звук.
Новорожденный поначалу не способен долго фокусировать взгляд даже на статичном предмете, однако погремушка, издавая шум, приковывает к себе внимание малыша. Если родители перемещают ее, ребенок учится следить за движущимися предметами, повышая собственную концентрацию внимания.
В будущем ребенок сможет держать в руках мелкие предметы, и погремушка будет одним из первых
Удерживая ее в неумелых ручках, малыш развивает моторику пальцев, благодаря чему его хватка становится увереннее и сильнее.
Во сколько месяцев малыш начинает держать игрушки?
Как уже было отмечено, великолепно развитый рефлекс хватания позволяет ребёнку держать маленькие предмет буквально с первых дней. Если родитель даст ему пластиковое кольцо, новорождённый мгновенно схватится за него и начнёт удерживать.
Подобные действия проходят без контроля сознания. Точно так же ребёнок берёт в захват материнский палец или одежду. Причём сила его хватки настолько велика, что приходится порой разжимать детские пальчики, чтобы освободить предмет.
Невзирая на тот факт, что держать игрушки ребёнок способен с самого рождения, манипулировать ими он ещё не в состоянии. В таком возрасте крохи даже не понимают (и не видят), что за предмет находится у них в руках. Действуют они исключительно рефлексивно.
Погремушки-подвески могут случайно задеваться руками, после чего ребёнок начинает изучать неожиданной качающийся и шумящий предмет. Однако опять же эти действия нельзя назвать игрой. Кроме того, подобные моменты могут испугать малыша, поэтому следует подвешивать игрушки повыше.
Осознанное держание и удерживание игрушек начинается в трёхмесячном возрасте. Если вложить в детскую ладошку погремушку, она тут же окажется во рту – с целью изучения и знакомства. Ребёнок в 3 месяца внимательно разглядывает игрушку, однако трясёт ею неосознанно, не понимая принцип её действия.
Полугодовалые ребятишки уже отлично ориентируются в особенностях работы погремушки, с большим удовольствием стуча ею по любым поверхностям. В том числе и по своему лбу. Именно поэтому не следует давать малышам тяжёлые игрушки, так вы избежите шишек и синяков.
Когда малыш начинает слышать?
Исследователи определили, что реагировать на звуки малыш начинает на 16-17 неделе внутриутробного развития.
В этот период ребенок затихает, прислушиваясь к мелодичной классической музыке, или радостно шевелит ножками, слыша, как мама читает знакомый стих.
На шестом месяце беременности ребенок отличает голос мамы, когда она разговаривает с другими людьми, определяет звучание льющейся воды, узнает любимые мелодии или сказки. В это время малыш может вредничать из-за слишком громкого звука телевизора или высоких децибелов магнитофона.
В развитых странах слух новорожденного проверяется специалистом еще в родильном доме в первые часы после рождения. Скрининг слуха помогает выявлять существующие проблемы на самом раннем этапе развития. К сожалению, у нас пока не уделяют должного внимания ранней диагностике слуха у новорожденных.
Сразу после рождения ребенок может не реагировать на обращенные к нему слова, знакомую музыку. Существует мнение, что причиной этого является наличие жидкости в первые дни после рождения во внутреннем ухе малыша, однако это не соответствует действительности. Просто следует различать наличие реакции ребенка на звуковые раздражители и собственно фактор того, слышит ли он их. Когда у родителей возникают какие-либо сомнения по поводу слуха ребенка, им лучше сразу обратиться к врачу. Таким образом, они избавятся от ненужной тревожности и беспочвенных опасений или, наоборот, смогут вовремя выявить проблему и приступить к лечению.
ПОИГРАЕМ?
Активно используйте игрушки, издающие различные звуки
Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу
Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»
Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает
Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания
Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.
Игра в «прятки»
Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.
Развитие движений ребенка
В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.
Поощряйте любое желание ребенка двигаться
Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот
Игра «Забавные пяльцы»
Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой
Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке
Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.
Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме
Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики ( совместных движений всего тела )
На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.
Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо
Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.
К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.
Упражнение «Большие ноги шли по дороге»
- Большие ноги
- Шли по дороге:
- Топ-топ-топ,
- Топ-топ-топ.
- Маленькие ножки
- Бежали по дорожке:
- Топ-топ-топ,
- Топ-топ-топ.
Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.
Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
Вижу, слышу, ощущаю…
В состоянии бодрствования малыш активно изучает окружающий мир – можно заметить, как он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве, – повесьте над кроваткой вращающуюся карусель, перемещайте перед личиком ребенка погремушку.
Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.
Для ребенка 2 месяца жизни новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и, кажется, что он внимательно прислушивается
Если звук повторяется несколько раз, кроха перестает обращать на него внимание
Чтобы вновь заинтересовать малыша, можно изменить звук, например, вместо звонка колокольчика дать послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.
Маленький человечек радостно реагирует на ласковые прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки ребенка рукавичками, сделанными из разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти простые упражнения будут способствовать развитию осязания.
Для этой же цели можно использовать хватательный рефлекс, который пока еще у младенца очень силен. Предложите малышу хватать не только ваши пальцы, но и предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные. Чтобы помочь сыну или дочке «открыть» свои кулачки, ежедневно нежно массируйте крохотные пальчики.