10 месяцев ребенку

Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых

Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку. 

Ребенок сам начинает подражать действиям взрослых — пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей: одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па», «ма—ма-ма», «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом — переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки.

по-разному

Развитие на десятом месяце жизни

Сейчас уже рост ребенка замедляется, за месяц прибавится примерно на 1,5 см. Зато он уже увереннее владеет телом, что позволяет осваивать новые навыки. Теперь ему интересно залезать на все возвышенности, встречающиеся на пути: стулья, диваны. Теперь главное научить ребенка правильно спускаться (ножками вниз) — это убережет его от падений головой. Уберите неустойчивую мебель, следите, чтобы он не забрался на подоконник.

Ребенок на десятом месяце жизни активно ползает, что позволяет ему передвигаться по комнатам и преодолевать препятствия. Таким образом, становится сложно ограничить его пространство, поэтому в доме должно быть как можно безопаснее для него. Постарайтесь убрать из нижних ящиков опасные предметы, мелкие детали.

Отмечается, что на десятом месяце жизни ребенок может разжимать пальцы, и это очень важный навык. Если раньше он только хватал предметы, то теперь может их бросать. Теперь он может кидать игрушки и предметы со всей силы на пол, поэтому не давайте ребенку хрупкие и бьющиеся вещи.
Ваш малыш уже хорошо сидит, и можно заняться первыми уроками рисования. Лучше всего для этого подойдут пальчиковые краски

Рисуя вместе, обратите внимание, какой руке отдается предпочтение. Именно сейчас можно заметить ваш ребенок правша или левша

Не стоит пытаться переучить левшу, просто давайте задания и для правой руки, а правше – для левой. Это дает развитие обоим полушариям мозга одинаково. Кстати, рекомендую замечательный курс по раннему обучению рисованию для самых маленьких. С помощью этих видеоуроков вы не просто научите ребенка рисовать и выражать свои эмоции и впечатления в рисунках, но и поможете ему быстрее развиваться и расширите его кругозор.

Малыш может достаточно долго стоять на ногах, держась за опору или руки взрослого. А некоторые дети на десятом месяце жизни уже могут делать первые шаги у опоры. Это умение очень индивидуально. Лишь немногие пропускают период ползания, сразу начиная ходить

В основном дети готовятся к важному событию постепенно. Скоро малыш станет отпускаться от опоры и немного стоять

Затем, уже осмелев, сделает первые робкие шаги.

Занятия с ребенком 10 месяцев

Дайте любимому чаду коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Пусть там будут лоскутки грубой и шелковистой материи, включите в этот набор маленький квадратик линолеума, кусочек бархата или атласа, губку. Вынимая из коробки кусочки тканей и складывая их обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Разложите перед малышом игрушки, перевернув их вверх ногами, и посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей. Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть кроха попытается снять крышку. Если у него это не получится, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит старания. Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из трех игрушек и попросите карапуза дать вам ее. Если он сделает это правильно, изобразите бурный восторг.

Дайте в руки малышу цветной мелок или толстый цветной карандаш и покажите, как им можно оставлять следы на бумаге. В этом возрасте дети готовы и к встрече с красками. Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, и пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте. Сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубу.

Наблюдая, как кроха старается открыть коробочку или надеть колечко на пирамидку, не следует стразу бросаться ему на помощь. Вы видите, что данное действие малышу по силам, так пусть старается и дальше. Но не дожидайтесь разочарований: если ребенок взялся за что-нибудь непосильное, помогите ему.

Психологическое развитие десятимесячного малыша

В этом возрасте ваш кроха – полноценный участник общения. Он понимает большинство обращенных к нему фраз. Вы можете попросить карапуза принести вам, например, мишку – и он сделает это! Малыш выдает обоснованную эмоциональную реакцию на все ваши действия:

он радуется прогулке; как сделать прогулку удовольствием для мамы и малыша, узнайте из курса Внимание: прогулка>>>
протестует, когда ему хотят почистить уши;
малыш злится или расстраивается, если у него что-то не получается;
пугается, услышав неожиданный звук.

Эти реакции свидетельствуют о нормальном развитии эмоциональной сферы малыша.

Психическое развитие ребенка в десять месяцев приводит к появлению чувства юмора. Он смеется, если показать ему забавный танец или издать необычный звук. Карапуз и сам может пошутить: малыши по несколько раз повторяют действие, над которым некоторое время назад смеялись родители.

В 10 месяцев детки стараются во всем подражать взрослым. Это подходящее время, чтобы привить малышу правила поведения за столом. При проблемах с аппетитом у ребенка, смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку >>>

Знайте! Пусть у крохи пока мало что получается, но развитие самостоятельности, начатое в раннем возрасте, оказывает глубокое воздействие на его поведение. Если родители будут вежливо общаться друг с другом и окружающими, поддерживать порядок в доме и соблюдать режим дня, то и ребенок, когда подрастет, не сможет поступать иначе.

Малыш старается не только подражать действиям взрослых, но и повторять сочетания звуков, которые они произносят. Речевое развитие ребенка не стоит на месте, и в десять месяцев жизни большинство деток уже порадовали родителей первыми словами, обычно это «мама» и «папа». Малыш комбинирует разные слоги и иногда выдает целые «фразы», к сожалению, пока непонятные для окружающих.

Что должен делать ребенок, когда ему исполняется десять месяцев? Конечно, ломать игрушки! Только не ругайте кроху за очередную развалившуюся машинку – именно так детки изучают окружающий мир.

Малыш уже придумывает сюжетные игры: укачивает куклу, кормит с ложки мишку, «чинит» что-нибудь папиными инструментами. Некоторое время может провести один, увлекшись каким-либо занятием или игрушками. По-прежнему любит игры в «ладушки» и «прятки».

Продолжается психомоторное развитие ребенка:

  1. в десять месяцев кроха легко захватывает пальчиками небольшие предметы;
  2. выполняет с ними различные манипуляции;
  3. может перекладывать предметы из одной ёмкости в другую;
  4. на прогулке с удовольствием складывает камешки в ведёрко;
  5. уже можно познакомить деток с карандашами и тестом для лепки

Во время этих занятий не оставляйте малыша одного и постоянно следите за его действиями.

У вашего крохи появляется новая игра: иногда нарочно делать то, что не разрешают родители. Малыш хорошо понимает слово «нельзя», и все равно повторяет запретное действие, с хитрой улыбкой наблюдая за вашей реакцией. Это закономерный этап развития! Читайте, как объяснить ребенку что нельзя>>>

Важно! Постарайтесь запрещать только то, что касается безопасности малыша (розетки, провода, горячее, открытые окна). Если вы не хотите, чтобы кроха испортил какие-то вещи, лучше уберите их подальше с глаз, чтобы не провоцировать маленького шалунишку. В десять месяцев детишки уже не так боятся остаться в одиночестве и начинают любить самостоятельность

Малыш становится спокойнее, это время, когда можно заняться налаживанием сна и при необходимости, научить ребенка засыпать самостоятельно. Смотрите курс Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний >>>

В десять месяцев детишки уже не так боятся остаться в одиночестве и начинают любить самостоятельность. Малыш становится спокойнее, это время, когда можно заняться налаживанием сна и при необходимости, научить ребенка засыпать самостоятельно. Смотрите курс Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний >>>

Развитие ребенка десятого месяца жизни приводит к тому, что он становится более общительным и может поиграть с малознакомыми взрослыми или другими детками. Хорошо, если родители будут рядом и подскажут малышу, как действовать в той или иной ситуации.

Мама и папа могут научить ребенка здороваться, прощаться, делиться, говорить «спасибо», спрашивать разрешения. В этом возрасте малыши буквально впитывают правила поведения в обществе.

Смотрите в моем видеоуроке подробнее о развитии малыша в 10 месяцев:

Питание ребенка в 10 месяцев

Родители подрастающего малыша пытаются дать ему полноценный уход, акцентируя внимания на правильном питании согласно возрасту. Введение прикорма к этому времени завершено. Рацион ребенка в 10 месяцев разнообразен, дневное питание полностью заменяется обычными продуктами: вводятся супы, рыбные и мясные блюда, десерты и т.д. Пищу предпочтительнее готовить на пару, варить или тушить, так она сохраняет все витамины. Ребенок переводится на общий стол, а по возможности мать докармливает его (не больше 1/4 от суточного объема) грудным молоком или смесями.

Грудное вскармливание в 10 месяцев

Питание малыша в 10 месяцев подразумевает прием грудного молока. Согласно режиму питания, малыш сосет грудь перед сном и получает необходимую дозу молока сразу после пробуждения. Такое утреннее кормление не является полноценным завтраком, спустя некоторое время следует каша или другие продукты из общего рациона. Вместо молока – если мать закончила кормить, или малыш является искусственником – можно давать кефир или адаптированную смесь. В 10 месяцев ребенку хватает от 2 до 6 прикладываний к груди.

Прикорм в 10 месяцев

Основной прикорм к десятимесячному возрасту уже введен, и в меню малыша появляются новые продукты с общего стола. Это растительная и молочная пища, безглютеновые каши, мясо и рыба и др. Консистенция не обязательно должна быть жидкой, особенно если к этому моменту появляются первые резцы. Чем кормить ребенка в 10 месяцев, когда у него начали прорезываться зубки? Подойдут свежие фрукты: груши, яблоки, слива, банан. Кроме этого, в 9-10 месяцев вводится такой прикорм, как:

  • кефир;
  • творог (детский);
  • мясное пюре и блюда из мяса (фрикадельки, тефтели);
  • нежирная рыба;
  • яичный желток;
  • монозлаковые каши (с маслом);
  • травяные чаи.

Меню ребенка в 10 месяцев

Дети по-разному реагируют на введение в рацион новых продуктов, особенно маленькие аллергики. Поэтому меню в 10 месяцев для всех различается, но оно обширно, включает разнообразную пищу. Режим питания подразумевает около 5 приемов пищи, перерывы между которыми составляют до 4 часов:

  1. Ранний завтрак.
  2. Завтрак.
  3. Обед.
  4. Полдник (первый ужин).
  5. Ужин.

Когда 10 месяцев исполняется ребенку, в среднем за один день он съедает от 1 до 1,5 кг пищи. Объем каждой порции составляет 200-250 г. Но в зависимости от продуктов их дневная норма различается.

Примерное меню в 10 месяцев выглядит следующим образом:

  1. Овощи, пюре – 200-250 г.
  2. Каша – 200 г.
  3. Кисломолочные – 200-220 г.
  4. Пюре фруктовое – 100-110 г.
  5. Желток – 1 шт. (1-2 раза в неделю).
  6. Мясо – 80 г.
  7. Соки – 60-70 мл.
  8. Рыба – 50 г.
  9. Творог – 50 г.
  10. Сухарик, белый хлеб, печенье – 10 г.
  11. Масло сливочное, растительное– 5-6 г.

Развивающие игры

В своих видео уроках Евгений Комаровский всегда делает акцент на то, что родители должны уделять достаточное количество времени ребенку, а не надеяться, что познать мир и учиться всему новому он должен самостоятельно. Первый год жизни малыша считается фундаментом для дальнейшего развития. Совместные игры — лучший способ для получения новой информации.

Десятимесячный ребенок играет увлеченно, в этот период ему нужны разнообразные по форме, цвету, назначению игрушки и новые занятия. Игры должны основываться на том, что умеет ребенок в 10 месяцев, и давать возможность дальнейшего развития.

Игры на координацию

  • Играйте в «Ладушки», рассказывая стихи или считалки, иллюстрируйте слова движениями и характерными звуками, предлагая ребенку повторять все за вами.
  • Водите с малышом хоровод, выполняйте ритмичные движения, держа его за обе ручки. Танцуйте под музыку с крошкой на руках. Можете покачать или покружить его.
  • Предложите ребенку с небольшого расстояния забросить разные по форме, весу и размерам игрушки в ящик.

Игры для развития мелкой моторики

  • Пересыпание достаточно мелких предметов, например фасоли, камешков или пуговиц, из одного ведерка в другое. Контролируйте ребенка в этот момент, чтобы он не потянул это в рот! 
  • Открывание и откручивание крышечек разного размера от кастрюлек, баночек, бутылок.
  • Игра с сыпучими веществами. Предложите ребенку сгрести ладошками в горку или наоборот рассыпать по поверхности стола крупу, пересыпать ложечкой из одной емкости в другую манку или чай.
  • Игра со снегом. Покажите как слепить снежок, если не получится — лепите сами и давайте ребенку бросать.
  • Разрывание на мелкие кусочки листов бумаги или пресного теста.

Обучающие игры

  • Игры с пирамидками, кубиками, матрешками или другими предметами, которые можно сначала разобрать на части, а потом обратно соединить в одно целое.
  • Ролевые игры: в телефон, кормление кукол, катание машинок — остаются важным для обретения новых знаний.
  • Игры в прятки в различных вариациях: от простого закрывания глаз ладошками до поиска игрушки, спрятанной под подушкой, или бабушки в соседней комнате.
  • Приветствуются все виды рисования – карандашами, фломастерами, мелками, красками пальчиками и ладошками.

Социальный контакт

Малыш все еще настороженно относится к новым людям, ориентируясь на реакцию мамы. На попытку взять кроху на руки со стороны «чужого» человека карапуз может отвернуться или попытаться отползти, заплакать или потянуться к маме. В зависимости от темперамента ребенка одни крохи идут на контакт спустя некоторое время, другие и после длительного присутствия нового человека не пытаются его изучить или делают это, находясь рядом с мамой.

Все четче начинают проявляться индивидуальные особенности крохи. Некоторые карапузы, научившись ползать или передвигаться у опоры, отдают предпочтения спокойным играм в сидячем или лежачем положении, другие не знают покоя и все время перемещаются с места на место. Любой из вариантов является нормой и отражает лишь особенности характера вашего крохи.

Навыки и достижения ребёнка

Физические навыки

  • на протяжении месяца вес ребенка увеличивается на 400-450 г;
  • рост увеличивается на 1,5-2 см.

Сенсорно-моторные навыки

  • малыш может ходить, если мама поддерживает его за одну или две ручки;
  • во время игры, малыш начинает отдавать преимущество одной руке(т. е. «левша» или «левша»);
  • ребенок может залезть на стульчик и слезть с него;
  • ночью, малыш может вставать в кроватке на ножки;
  • с положения «стоя», может самостоятельно садиться;
  • может держать две игрушки в одной руке;
  • может самостоятельно ставать на ножки.

Интеллектуальные навыки

  • малыш проявляет интерес к складыванию чего-либо(кубики, пирамидки, колечки);
  • может открывать коробочки, баночки и исследовать, что находиться внутри;
  • «профессионально» имитирует действия других людей: умывается, «чистит» зубки зубной щеткой;
  • понимает и может исполнять просьбы;
  • повторяет несколько слогов подряд, как бы отвечая на заданный вопрос.

Социальные навыки

малышу нравиться танцевать, особенно в компании с мамой;
любит играться водой во время купания;
начинает обращать внимание на половые отличия товарищей по игре;
у ребенка есть самая любимая игрушка;
имитирует чью-то мимику, выражение лица, смех;
ребенок боится незнакомых мест

Физическое развитие

В течение одиннадцатого месяца жизни прибавка веса ребенка составляет в среднем 400 грамм, а роста – около 1,5 сантиметра. Увеличение окружностей грудной клетки и головы происходит примерно на 0,5 сантиметра.

Темпы роста разных детей, конечно же, отличаются, но для определения, нормально ли развивается кроха, существуют границы нормы и средние значения показателей физического развития. Основные из таких показателей вы найдете в такой таблице:

Показатель

Среднее значение в 11 месяцев

Мальчики в 11 месяцев

Девочки в 11 месяцев

Вес

8700-9400 г

7600-11700 г

6900-11200 г

Рост

72,8-74,5 см

69,9-79,2 см

67,7-77,8 см

Окружность головы

44,6-45,8 см

43,2-48,3 см

41,9-47,3 см

Окружность грудной клетки

47,8-48,4 см

45,6-52 см

45,8-50,8 см

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

Для музыкального развития ребенка проводите занятия по методике «Цветоник» Лазарева М. Л.

Отличие в развитии мальчиков и девочек

В 10-12 лет отличия в развитии детей разного пола становятся все более явными. Мальчики все больше времени предпочитают проводить за играми, творческими занятиями, девочки — чаще читают, пытаются копировать взрослое поведение знакомых женщин. Если мальчики 10-12 лет с увлечением играют в воображаемом мире, увлекаются персонажами со сверхъестественными способностями, то девочек уже начинают интересовать взаимоотношения между людьми, появляется стремление выглядеть как девушка или женщина. Это различие между детьми одного возраста, но разного пола часто приводит к тому, что в классе возникают различные конфликты между повзрослевшими барышнями и мальчишками, еще не вступившими в пубертатный период.

Отличия заметны и в подходах к решению поставленных задач. Мальчики более склонны к применению нестандартных подходов, придумыванию новых способов решения знакомой задачи. Девочки более консервативны, стараются действовать по шаблону, решать задачу знакомым способом. Вследствие этого различия мальчики 10-12 лет более склонны к нарушению правил, плохому поведению, девочки — стремятся к порядку, следуют указаниям.

Режим дня

Режим дня десятимесячного ребенка включает в себя сон, кормление, игру и т.д.

Днем ребенок спит 2-2,5 часа, при этом один сон на свежем воздухе. Длительность ночного сна около 11 часов. Желательно чтобы ребенок ложился спать в определенные часы, тогда утром он будет посыпаться в одно и тоже время.

Активное время, когда ребенок не спит, и с ним можно играть, заниматься массажем, гимнастикой, увеличивается до 2,5-3,5 часа.

Температура воздуха в комнате малыша должна быть не выше 20°С. Комнату регулярно проветривайте, не менее 5 раз в день.

Организация прогулок на свежем воздухе с 10 месячным малышом ничем не отличается от рекомендаций по прогулкам с 9 месячным ребенком, которые описаны в статье «».

Купайте ребенка один раз в два дня. Температура воды для купания — 33-34°С, длительность ванны — 10 минут. Температура воздуха в комнате — не выше 21°С. После купания малыша нужно облить водой, на один градус прохладней — 32°: С.

Каждый день нужно проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны, влажные обтирания, заниматься с ребенком массажем и гимнастикой. Проводите воздушные ванны два раза в день при температуре воздуха в комнате +19°С, около 30 минут. Делайте кратковременные воздушные ванны по 5-6 минут, когда переодеваете малыша.

В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

  • движения руками по кругу;
  • сгибание и разгибание ног вместе и попеременно;
  • массаж спины;
  • повороты туловища с положения на животе, держась за подвешенные кольца;
  • приседания, удерживаясь за подвешенные кольца (упражнения для рук);
  • скользящие шаги;
  • приседания за разведенные в сторону обе руки или за отведенную в сторону одну руку, держась за подвешенные кольца;
  • упражнения, стимулирующие к ползанью;
  • сгибание и разгибание рук попеременно, держась за пальцы;
  • массаж живота;
  • поднимание выпрямленных ног.

Комплекс массажа и гимнастики нужно делать каждый день по 5-7 раз каждое упражнение на протяжении 10 минут.

В этом месяце влажные обтирания можно заменить водными обливаниями. Эту процедуру проводите каждый день в ванной комнате с помощью душевого шланга на расстоянии 20-30 см от тела малыша. Начальная температура для обливания составляет около 36°С, каждую неделю понижайте температуру на 1°С и доведите до 28°С. Именно эта температура останется постоянной для обливания к тому времени как вашему малышу исполниться один год. Самое подходящее время для обливания — это период с 16.00 до 19.00 часов. Обливания начинайте со спины, затем животик и грудная клетка, в последнюю очередь обливайте левое и правое плечо. После обливания малыша нужно хорошенько вытереть. Хорошо проводить обливания после выполнения комплекса массажа и гимнастики (через 20-25 минут) или после сна, или же через 30-40 минут после кормления.

Питание в 10 месяцев

Рацион в 10 месяцев включает в себя грудное молоко и легкоперевариваемые блюда. Объем прикорма увеличивается, а количество прикладываний немного сокращается, хотя иногда может оставаться и на прежнем уровне.

В этом возрасте ребенок уже знаком с основными группами продуктов. Среди них:

  1. Овощи:
  • кабачок;
  • тыква;
  • морковь;
  • свекла;
  • картофель;
  • брокколи;
  • цветная капуста;
  • шпинат;
  • горошек;
  • репа.
  1. Фрукты и ягоды:
  • яблоко;
  • банан;
  • груша;
  • персик;
  • абрикос;
  • чернослив;
  • курага;
  • малина;
  • смородина;
  • клубника;
  • вишня;
  • слива.
  1. Крупы:
  • гречка;
  • овсянка;
  • кукуруза;
  • рис;
  • манка;
  • перловка;
  • детская вермишель.
  1. Мясо:
  • говядина;
  • курица;
  • кролик;
  • индейка.
  1. Рыба:
  • минтай;
  • хек;
  • треска;
  • судак;
  • камбала.
  1. Молочные продукты.
  • сливочное масло;
  • творог;
  • йогурт;
  • кефир.

К 10 месяцам вы уже должны уйти от пюре.

Важно! Давайте блюда в виде маленьких кусочков. Максимум что можно сделать — размять вилкой без добавления воды

Таким образом вы продолжаете тренировать жевательный навык. Если до этого вы давали ребенку кусочек из своей руки, то в 10 месяцев учите малыша брать пищу самостоятельно указательным и большим пальцем.

Например, порезали банан на части размером 0,5–0,7 см и предложите ребенку. Конечно, с первого раза может и не получится. Проявите терпение и не мешайте малышу учиться. Пинцетный захват кусочков тренирует мелкую моторику рук и развивает координацию.

Подробнее о введении прикорма ребенку: сроках, объемах продуктов, видах продуктов, смотрите в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

Также вы можете давать ребенку вилку, пусть пробует накалывать пищу на нее. Разумеется, такие эксперименты проводите под контролем взрослого.

Что умеет ребёнок

В 10 месяцев девочки и мальчики уже двигаются увереннее и смелее. Они могут самостоятельно садиться из стоячего и лежачего положения, а также подниматься на ноги, используя для этого какую-либо опору. Некоторые дети уже могут стоять без помощи родителей, а также ходить без поддержки. Что должен уметь малыш в 10 месяцев?

  1. Малютка умеет ходить по ступенькам. Он может свободно преодолеть несколько ступеней как вверх, так и вниз по лестнице.
  2. Движения рук у малыша хорошо скоординированы. Он проделывает разные манипуляции с вещами, к примеру, открывает и закрывает коробки с игрушками, прячет некоторые предметы, катает машинки, строит башни из кубиков. Кроме этого, малыш может листать книги с толстыми страницами и пытается самостоятельно использовать ложку при употреблении пищи.
  3. Небольшие игрушки малыш берёт не всей поверхностью ладони, а лишь двумя пальцами. Такой захват предметов именуется пинцетным.
  4. В речи малыша есть разные слоги, и в большинстве случаев из таких слогов вытекают простые слова. Знакомые игрушки и окружающие предметы он может называть, используя для этого определённые слоги. Речь взрослых малыш понимает быстро и повторяет по просьбе либо движением, к примеру, хлопает в ладошки или показывают любую часть своего тела.

Вам нужно отправиться на осмотр к лечащему врачу, если ребёнок в 10 месяцев не может:

  1. Сбрасывать вещи со стола;
  2. Махать головой, указывая на согласие или на отрицание;
  3. Махать рукой на прощание;
  4. Повторять движения, которые совершает взрослый родитель.

Азбука общения

Как мы уже сказали выше, важно позволять ребенку проявлять себя, но в то же время не пускать процесс исследования и познания мира на самотек. Помните о том, что у малыша пока не сформирован инстинкт опасности, он все воспринимает в розовом цвете и даже не задумывается о возможных последствиях того или иного действия

Станьте для ребенка Ангелом-хранителем и повсюду следуйте за ним. Если вы видите, что ребенок рвется в открытое окно или под карусель на детской площадке, быстро реагируйте и заберите его с опасного места.

Нет никакого смысла кричать, лучше спокойно объясните крохе, почему нельзя так делать и чем чреваты подобные эксперименты. Усаживать рядом с собой на скамейку младенца тоже нецелесообразно – через время он вновь устремится на поиски приключений.

Неправильно поступают молодые мамы, которые, видя, что ребенок задумал неладное, наблюдают и грозят пальцем. Таким образом вы, наоборот, провоцируете интерес и упрямство крохи, который с еще большим рвением захочет сделать то, что задумал. В этот момент отвлеките карапуза игрушкой или интересным занятием, вокруг ведь столько всего интересного! Если и это не действует, снова поясните, но ни в коем случае не запугивайте. Страх – одна из самых выраженных эмоций, которые может испытывать человек, избавиться от него позже будет очень сложно.

Еще один немаловажный навык, который приобрел ребенок в 1 год и 10 месяцев, – способность и желание подражать близкому окружению. Воспользуйтесь полезной привычкой и научите кроху чистить зубки, обязательно расскажите, зачем это делать. Также можно усадить ребенка за детский столик и научить его пользоваться ложкой. Не нужно превращать процесс в обучение, используйте игру – насыпьте ему и себе пюре и покажите, как правильно захватывать столовый прибор, приговаривайте, какое же вкусное блюдо приготовила мама, и какой кроха теперь самостоятельный, ему обязательно это понравится.

Говорите о том, что чувствуете, но не нагружайте кроху своими проблемами – чувствительное маленькое сердечко слишком восприимчиво к эмоциям взрослым. Скажите, что вы устали, позвольте обнять себя и пожалеть, поухаживать, особенно если речь идет о сыне

Похвалите любимое чадо за проявленное внимание, скажите, как сильно вы его любите, такие моменты очень сильно запоминаются и помогают воспитать гармоничную личность, поэтому пусть их будет как можно больше

В большинстве своем дети в возрасте 1 года и 10 месяцев пробуют общаться с детками на площадке, но если ваш ребенок предпочитает уединение, не стоит заставлять его налаживать контакт с другими. Далеко не все любят коллективные игры, уважайте выбор своего крохи.

Вы можете заметить, что, уединяясь в своей комнате, ребенок разговаривает с собой, меняя интонации и высоту звучания голоса. Это означает, что он общается с воображаемым другом – процесс вполне закономерный, оставьте малыша в покое и дайте окунуться в детский фантазийный мир.

Рост и вес в 10 месяцев

В первые полгода жизни малыш развивается активно, прибавляя в среднем по 600-900 г и по 2-3 см за каждый месяц. Потом темпы замедляются из-за возросшей энергичности ребенка. Все индивидуально, но можно прийти к общим параметрам. Существуют нормы, в соответствии с которыми родители и педиатры определяют, нет ли отклонений в развитии малыша. Для данного возраста определены показатели, превышение или понижение которых должно насторожить. Согласно ним:

  1. Средний вес ребенка в 10 месяцев составляет 7,9-11 кг.
  2. Средний рост ребенка в 10 месяцев – 68-79 см для мальчиков, 66-78 для девочек. Погрешность – плюс-минус 3 см.

Физиологические изменения

В 10-12 лет происходит активное перестроение организма ребенка, подготовка к половому созреванию. У девочек этот процесс начинается раньше: в 9-10 лет, у мальчиков чуть позже: 11-12 лет.

Основные признаки начинающегося полового созревания в 10-12 лет:

  • Быстрый неравномерный рост тела, рук, ног. Большинство детей в этот период вырастают на 8-10 см. Позвоночник, руки и ноги вытягиваются, а грудина и таз внешне кажутся непропорциональными. Долговязость тела в предподрастковый период часто становится причиной психологических комплексов у ребенка, рекомендуется поддержать сына или дочку, рассказав, что через пару лет все придет в норму, тело станет пропорциональным, красивым.
  • Повышенная возбудимость, вспыльчивость, быстрая смена настроения. Происходящие гормональные изменения влияют на нервную систему ребенка. Для выполнения привычных дел (домашнее задание, уборка) сыну или дочке необходимо больше времени, чем раньше. Лучше всего это заметно при выполнении домашнего задания: мальчики и девочки не только тратят больше времени, но и негативно реагируют на неудачи, сложности.
  • С 11-ти лет у большинства девочек увеличивается аппетит, заметен набор веса.
  • С 12-ти лет у мальчиков увеличивается размер яичек, может начаться ломка голоса.
  • К 12-ти годам у некоторых детей начинают расти волосы в интимной зоне (паху).

Ускорение темпов роста организма девочек и мальчиков сказывается на сердечно-сосудистой системе. Сердце детей растет быстрее, чем развиваются сосуды. В 10-12 лет на фоне этого процесса часто бывают головные боли, повышение утомляемости. Рекомендуется контролировать умственную и физическую нагрузку ребенка, не нагружать неподъемным количеством кружков и секций. В день у мальчиков и девочек должно быть минимум 1,5-2 часа на отдых, прогулку.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий