Психомоторное развитие ребенка в первые месяцы жизни

Эмоциональное развитие

Возрастной период 7 месяцев характеризуется установлением ранее образовавшихся эмоций. Именно в этот период дети начинают учиться управлять своими эмоциями. Характерное новообразование психоэмоционального развития в этом возрастном периоде — различение людей на своих и чужих.

Каждого нового знакомого ребенок рассматривает долго и пристально. Громкий голос или резкие движения со стороны чужого человека могут испугать ребенка. К своим близким дети начинают проявлять эмоциональную привязанность — обнимают, прижимаются, трутся щекой, пытаются поцеловать.

По отношению к маме проявляется особая привязанность, когда ребенок перестает спокойно относится к уходу мамы. В возрасте 7 месяцев ребенок хорошо реагирует на свое имя, знает уменьшительно-ласкательные вариации. В 7 месяцев дети проявляют особый интерес к отражению в зеркале.

Могут долго разглядывать себя или близких, смеяться ему, пытаться потрогать, имитируют разговор. В игре впервые проявляется эмоциональная составляющая по отношению к самому процессу, а не просто предмету. Ребенок учится жалеть игрушки, гладить их.

В этом возрасте дети умеют различать эмоции родителей, определять интонации голосов, внимательно рассматривают губы говорящего человека. В 7 месяцев появляется возможность определить темперамент ребенка. У детей этого возраста впервые появляется понимание примитивных причинно-следственных связей.

Если поползти — можно достать игрушку, если ударить по столу — будет шум. Возраст семи месяцев — период, когда ребенку можно начинать объяснять такое понятие, как «нельзя». Необходимо начинать читать литературные произведения с поучительным смыслом.

Важно давать ребенку выражать любые эмоции. Негативные переживания являются особой ступенью развития, необходимо только правильно расшифровывать значения чувств и эмоций ребенку

При плаче детей, капризах, истериках важно оставаться спокойными, разговаривать на пониженных тонах.

Первичное развитие

После рождения первый месяц жизни крохи является адаптационным. Он учится приспосабливаться к новому для себя миру вне маминого животика. В это время малыш еще очень много спит — до 20 часов в сутки — и много кушает.

Основной задачей родителей в это время является обеспечение комфортных условий существования. Для этого следует создать в комнате необходимую температуру, менять пеленки и следить за тем, чтобы дитя было сытым.

В первые две-три недели ушки новорожденного ребенка еще заполнены эмбриональной жидкостью и он  воспринимает только громкий звук. К концу первого месяца он уже слышит голос

Родителям важно петь ребенку песенки, читать сказки и разговаривать с ним, чтобы он знал голос мамы и папы. А также рекомендуется чаще брать его на руки, чтобы он чувствовал любовь и теплоту родителей

К месячному возрасту кроха уже способен различать цвета и наблюдать за яркими игрушками, следя за ними глазами

Малыш учится концентрировать внимание на неподвижном предмете или лице родителей. Если же положить кроху на животик, то к месячному возрасту он должен уметь держать головку на протяжении нескольких секунд

В течение первого месяца ребенка еженедельно посещает педиатр и два раза в неделю — медсестра. Примерно на седьмой-десятый день у него отпадает пуповина, к концу первого месяца кожа новорожденного приобретает естественный цвет.

Читайте подробнее: Все о развитии ребенка от 0 до 1 месяца

Отличия в развитии мальчиков и девочек

           Различия в развитии мальчиков и девочек видны даже, если не приглядываться к малышам. Мальчики позже начинают говорить и ходить, но разница в развитии составляет примерно 4 недели. Девочки более стабильны и результативнее, чем мальчики. Подрастая, мальчикам нужен простор и раздолье для освоения и знакомства с миром взрослых, поэтому к году они начинают разбрасывать игрушки и шуметь, в то время как девочки будут спокойно играть в уголке со своими куклами.

Девочка

            Природа поставила перед девочками
иную задачу, нежели перед мальчиками. Поэтому игры и действия их стабильны и
регулярны. Девочки на свет появляются более зрелыми, так как они должны быть
наиболее приспособленными, чтобы не нарушить природную гармонию. По активности
в играх и жизни девочки так же результативнее и спокойнее в поведении, чем
мальчики. Девочки внимательно слушают маму и отзываются на каждую ее просьбу, а
так же до года они отличаются чрезмерной послушностью.

Мальчик

        Мальчики всегда отличались высокой активностью. Природа их поведения нацелена на постоянное развитие и физическое в том числе.  Приучаются к горшку, учатся говорить, ходить, ползать и так далее, мальчики позже девочек. И странно то, что к году, мальчики превосходят девочек в развитии по всем показателям. Чтобы психологическое развитие было полным, мальчикам необходимо пространство для самореализации. Мальчики любят пошуметь и проявить себя, пробуя себя на выносливость и силу, разбрасывая игрушки.

Пятый месяц

В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:

  • может уверенно переворачиваться в разные стороны;
  • лежа на животе, поднимается на локти или ладони;
  • занимает позу «подготовки к сидению»: полулежа на бедре, опираясь на одну из ручек;
  • пытается дотянуться до интересующего предмета;
  • может стоять, если его поддерживать за подмышки;
  • захватывает себя за ступни, тянет их в рот, облизывает.

В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.

В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.

Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.

В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.

Узнайте, что должен уметь ребенок в 5 месяцев>>>

↑ Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни

В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется первая улыбка; держит голову лежа на животе.

В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.

3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.

4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.

5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.

6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки

Начинает формироваться внимание

7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос «где?» находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.

8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает «ладушки», «до свидания». Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.

9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.

10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Любит играть с другими детьми.

11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения — куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове «нельзя».

12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.

Как развивается девочка от года до двух?

Девочка в этот период требует большой работы с родителями. На самом деле, именно в этом возрасте необходимо прививать любовь к чтению, усидчивость, трудолюбие, терпение и внимательность.

Поэтому родители должны посвятить все свое свободное время дополнительным занятиям. К счастью, их существует большое количество. Это и лепка, и рисование, и чтение книг, и мозаика, и первые пазлы. Вы можете выбрать абсолютно любое развлечение, которое придется вам по душе.

Необходимо как можно больше читать книги. В этом возрасте они развивают речь. Родители не просто должны читать монологом, но и разговаривать с ребенком, вызывая его на общение. Попросите помощи, показать то или иное животное, рассказать, какие звуки оно изображает.

Занятия в воде

Для младенца важно принимать водные процедуры

Опускать его в воду рекомендуется осторожно, начиная с пяток. Дети очень чувствительны к перемене окружающего «физического» мира, они только осваиваются с собственной невесомостью в водном пространстве

Дети очень чувствительны к перемене окружающего «физического» мира, они только осваиваются с собственной невесомостью в водном пространстве.

Перечень полезных упражнений:

  1. В первые дни жизни купаться можно совместно с мамой, это поможет снять вероятность появления негативных эмоций. При купании в ванной рекомендуется положить дитя так, чтобы он затылочной частью тела и спиной опирался на мамино плечо и грудь. В это время левой рукой стоит поддерживать его за живот, а правой поливать тело водой или давать рассматривать ему игрушки.
  2. Если грудничок купается с папой, то из мужских ног и коленей получаются отличные горки для ребенка.
  3. Стоя за бортом ванны малютку кладут на живот и катают его по водной поверхности, покачивая сверху вниз и переворачивая с одного бока на другой, при этом поддерживают младенца за подбородок.
  4. Малышу непременно понравится отталкиваться от бортика ногами. Для этого его поворачивают у края ванной, чтобы он прикасался к стенке согнутыми нижними конечностями. Ребенок должен сам оттолкнуться от упора и слегка продвинуться по водной поверхности. Когда взрослый доведет его до другого бортика, то повторяют аналогичные действия. Чтобы малыш понял, что от него требуется, необходимо выполнить несколько пружинистых движений, имитирующих толчки от стенки.
  5. Для хождения по дну ванной младенца держат под мышками, при этом слегка наклоняя корпус вперед, тем самым стимулируя шаговые рефлекторные передвижения.
  6. Плавание на спине отлично развивает равновесие и вестибулярный аппарат. В этом случае малыш легонько покачивается на руках взрослого.

Несмотря на то, что у грудничка впереди вся жизнь, именно в 1-й месяц родители с особой внимательностью и ответственностью должны следить за развитием ребенка. Этот период характеризуется новыми ощущениями, необычайными впечатлениями и переживаниями взрослых.

Еще по теме «Развитие детей первого года жизни»:

Просто улыбнуться))

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года : питание, болезни, развитие. Помогите оценить психомоторное и эмоциональное развитие моей мамы! МАМА — 25 л 4 мес, 57320 Первые 1 ,5 мес у мамы присутствовала явная послеродовая депрессия…

Бывает ревность у ребенка 1 года???

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет : закаливание и развитие Сейчас сынуле год и месяц. Ребенок совершенно не воспринимает папу. На руки не идет — в крик, на Я… В течение первого года жизни ребенок воспринимает мать как продолжение себя самого.

Пониженый тонус- какие это дети?

3-ий ребенок родился с пониженым тонусом (гипотонус кажется так по правильному называется), у старших был гипертонус- это я знаю что такое и как с этим жить:), а тут не понятно…конечно хорошо, что девочка спокойная, спит много, но…прочла в интернете, что у таких детей задержка моторного развития. Напишите пож-та у кого ребенок с таким же тонусом- как живете, надо ли «это» лечить и т.д.

ЗПР и спорт

ЗПР и спорт. Развитие, обучение. Другие дети. У нас зпр мальчик 6 лет .Маленький,физическое развитие очень плохое,координация тоже никакая.Понимаю,что тренера надо хорошего искать,но все-таки,поделитесь опытом.

высокая температура без других симптомов

Температура 38С (в 1 день была 39 С)4 день без кашля и соплей, нормальный стул, самочувствие — сначало очень тяжелое (ничком), сейчас веселый, бегает, ест (иногда грустный, когда повышается темпа), кожа вроде бы чистая. ЧТО ЭТО? Врач тоже ничего не понимает. Может Вы сталкивались с таким случаем? Может быть таким грипп? Излазила инет, при гриппе вроде всегда интоксикация общая, ломота..

Синдром двигательных нарушений

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Даже есть такая шутка — «если в карте вашего ребенка в первый год нет СМД, то вы Синдром двигательных нарушений. Синдром задержки психомоторного развития.

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни!

Питание детей первого года жизни выполняет несколько функций. Первая — дать ребенку необходимые для роста и развития вещества. Ориентировочные показатели нервно — психического развития детей 1 — го года жизни ! Уход и воспитание ребенка до года : питание…

1,5 месячный ребенок

Никак не могу понять — каой может распорядок дня у 1,5 месячного ребенка.
Режима нет, наладить пока не получилось. Ест, к сожалению полностью ИВ, через разные промежутки времени — от 2 до 4,5 часов (так много — ночью)
Ребенок поел, что делать дальше? Она засыпает после еды не всегда, иногда играет ручками и ножмками, иногда начинает плакать.
Что мне делать?

стихи нужны, поделитесь!

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет : закаливание и развитие Загорится на небе звезда, Так рождается новая жизнь. Появленье твоё не одна я ждала Ты кричишь, сделав первых свой вздох. Я забыть не смогу этот миг, Описать не смогу парой слов.

Расшифруйте диагноз

Расшифруйте диагноз. Заболевания. Другие дети. Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Поставили диагноз 2 летнему ребёнку : отставание в рзвитии речи моторная алалия, синдром гиперактивности, МЦД…

Карапуз

Это первые 3 года жизни – период «созревания», максимальной пластичности нервной системы. Прощай, раннее развитие ! Опыт раннего развития ребенка 1 года — методика Монтессори, рамки и вкладыши и другие развивающие пособия.

Когда можно показать новорожденного родственникам?

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года : питание, болезни, развитие. Как у прошедших через эту «ступеньку»,спрашиваю, кто как решил эту проблему. Вот и заспорили мы с мужем: когда малыша показать..Все друзья советуют через месяц после…

Ребенок-аллергик. Какие витамины ему мож

Какие витамины ему мож. Аллергия. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Ребенок -аллергик. Какие витамины ему можно давать и каким кремом мазать перед выходом на улицу?

Марине про синдром Веста

При симптоматической форме психомоторное развитие детей страдает обычно с рождения, при В последние годы, по мнению многих авторов, рекомендуется применение вигабатрина в дозе 100 Большинство детей являются инвалидами, не способными к самостоятельной жизни.

Лента времени

Психологи утверждают, что в первые шесть лет жизни ребенок получает информации больше, чем за все последующие годы ! Развитие ребенка в период от 21-го до 24-х месяцев жизни : способы познавательной активности, виды обучающих игр, полезные предметы и материалы.

Особенности развития при недоношенности

К недоношенным младенцам относят деток, которые родились на сроке беременности от 21 до 37 недель. Их развитие отличается такими особенностями:

Малыши осваивают основные навыки на несколько месяцев позже доношенных сверстников. Если кроха родился до 32 недели вынашивания, то отставание составляет 3-4 месяца, а у деток, которые родились после этого срока, отставание будет всего в 1-2 месяца.
Малышам с массой тела менее 1500 г требуются специальные условия сразу после родов, поэтому их держат в кувезах, в которых условия приближены к внутриутробным. После набора веса до 1700 г малыш перемешается в кроватку, у которой имеется подогрев. Когда масса тела малютки достигнет 2000 г, специальной тепловой поддержки больше не требуется.
Из-за особого функционирования нервной системы крохи при рождении раньше срока такие малыши нуждаются в повышенном внимании

Очень важно окружить малютку лаской и после выписки создать дома комфортные условия.

Терморегуляция недоношенного ребенка имеет свои особенности. В комнате должна быть температура в диапазоне 20-22°С, а влажность – 50-70%. Подробнее об этом смотрите в передаче доктора Комаровского.

Физическое развитие месячного ребенка

Ребенок в 1 месяц приспосабливается к новой жизни. За его развитием должна следить мама, в первую очередь правильно организовав питание (прием пищи вовремя и в необходимом количестве). В среднем за 4 недели после рождения новорожденный должен набрать 600-900 г веса и вырасти на 3-3,5 см. Обхват головы и груди увеличивается на 1,5-2,5 см.

В этот период физическое развитие малыша отмечено следующими факторами:

Младенческие глаза иногда косят и периодически блуждают, хотя их движения более координированы и плавные. Малыш фокусирует взгляд и видит предметы на расстоянии 25-30 см. Его привлекают черно-белые изображения и другие контрастные оттенки. Он с охотой рассматривает лица, и его не очень интересуют остальные предметы, поэтому не стоит приобретать броские погремушки

Оптимальный вариант: держать дитя перед собой и общаться с ним.

Если привлечь внимание лежащего на спине грудничка разговором, находясь при этом на расстоянии 45-50 см от него, а затем замолчать, то младенец замрет и будет внимательно рассматривать взрослое лицо. На этом жизненном этапе формируется способность различать размеры и форму разных предметов.
Обоняние – самое развитое чувство, которое вырабатывается еще во внутриутробном периоде и продолжает развиваться сейчас

Новорожденному нравятся сладкие запахи, а горькие и кислые возбуждают отвращение. Если малыш получает грудное кормление, то он выберет мамино молоко среди остального прикорма.
Малыш начинает чаще есть.
Узнает тембр разговора матери, прекращает плакать при слушании знакомого голоса. Наружный детский слуховой канал располагается вертикально и очень узкий. Он состоит из постепенно окостеневающих хрящевых тканей.
Месячные младенцы реагируют на прикосновения, в таком возрасте дитя распознает, что к нему прикоснулась мама или близкий человек.

Как помочь малышу развиваться, чему учить

В возрасте семи месяцев ребенка стоит чаще вытаскивать из кроватки, манеж использовать как можно реже. Для того, чтобы ребенок учился ползать на полу необходимо оставлять игрушки, развивающие коврики

Для стимулирования процесса ходьбы важно давать ребенку опираться на диван или стул

Гимнастика

Упражнение 1. Нужно положить ребенка на спину. Затем поддерживая за кисти или локти подтягивать вверх до положения сидя.

Упражнение 2. Ребенок находится на спине. Одной рукой необходимо придерживать колени, второй держать за руку, которая отведена в сторону. Аккуратными движениями поднимать вверх присаживая.

Ходунки

Возраст семи месяцев подходит для момента, когда ребенка можно ставить в ходунки. Именно в этот период дети могут держать голову, сидят, стоят возле опоры. Однако семимесячный ребенок не полностью готов к ходункам. Мышцы позвоночника ещё не сформированы окончательно, поэтому период нахождения в ходунках необходимо постоянно чередовать с отдыхом.

Пальчиковые игры

Игровые упражнения включают в себя: сорока-белобока, ладушки, коза-дереза. Также необходимо держа руку ребенка выполнять поглаживающие упражнения как по его голове, как и по игрушкам, родителям. В руки можно давать специальные шарики, которые ребенок может сжимать, перекатывать.

Развивающие игры

В семь месяцев ребенка можно познакомить с игрой в пирамидку или кубики, которые необходимо накладывать один на один. Также интерес вызывают игрушки на липучках, книжки с застежками. Детям можно предложить детскую посуду, которая выполнена в ярких цветах, не бьется.

Детский режим

После 12 месяцев малыш тяжело засыпает днем и может устраивать истерики во время укладывания в дневное время. Это происходит из-за смены режима. Ребенок начинает позже просыпаться и позже отходит ко сну.

Маме нужно изменить режим питания ребенка. Если он долго спит днем, покормить 5−6 раз его уже не получится. Тогда нужно организовать 4-разовый прием пищи, например, в 9.00 — завтрак, в 12.30 — обед, в 16.30-полдник и в 20.00 — ужин. Если малыш по-прежнему спит несколько раз в день, то режим может оставаться таким, как раньше.

Мама должна всячески развивать своего ребенка, читая ему стишки, сказки, а перед сном петь колыбельную. Мозг детей в таком возрасте, подобно губке, может впитать уйму информации. Полезно играть в сюжетные игры, показывать пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики можно предложить крохе игры с песком, соленым тестом, пластилином, фасолью или водой.

Трехмесячный ребенок

Если верить таблице развития ребенка по месяцам до года, то к трем месяцам кроха превращается из полностью зависимого от мамы грудничка в активного и довольно общительного карапуза. Он уже практически полностью избавился от непроизвольных рефлексов новорожденного и учится контролировать свое тело. Он становится очень любопытным, малыша интересуют новые вещи и лица вокруг него. Ответом на общение становится гуление и воркование — так ребенок вовлекается в процесс взаимодействия с родителями и другими людьми.

Трехмесячный ребенок уже умеет опираться на ручки и поднимать тело из положения лежа. Он умеет сжимать пальцы и удерживать небольшие предметы. Когда родители берут его на руки, кроха довольно хорошо держит голову. Но появляются и некоторые проблемы с животиком — у ребенка могут начаться кишечные колики. Избавиться от них довольно просто путем прикладывания нагретой пеленки на животик или простого массажа по часовой стрелке.

Ребенок уже умеет хватать и удерживать игрушки. На голос родителей он реагирует очень бурно — радуется, дергает ручками и ножками, улыбается.

К концу третьего месяца малыш умеет:

  • переворачиваться со спины на бок;
  • поворачиваться на источник света и звука;
  • пытается взять и удержать погремушку;
  • тянет в рот пальцы;
  • хватает себя за ножки и подтягивает их к себе.

Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Развитие ребенка: десятый месяц жизни

На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.

  • Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
  • Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
  • Вставать и пытаться делать первые шаги.
  • Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
  • Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
  • Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.

Особенности первых дней после рождения

Первые недели после рождения самые тяжелые и ответственные. Малыш привык находиться в утробе матери и появление на свет для него – определенный стресс. Ребенок начинает приспосабливаться к новым условиям жизни.

У младенца повышена чувствительность кожи, недоразвит желудочно-кишечный тракт, не сформирована иммунная система, имеются определенные особенности функционирования органов дыхания. Неправильное обращение и уход за ребенком, могут вызывать нарушения в работе организма.

Родителям следует облегчить и ускорить процесс адаптации новорожденного, для этого специалисты советуют:

  • мыть руки перед тем, как брать малыша;
  • регулярно выполнять влажную уборку комнаты;
  • очищать предметы ухода;
  • стирать белье и одежду специальным детским порошком, а затем проглаживать утюгом;
  • исключать контакты малыша с заболевшими людьми;
  • не оставлять ребенка без присмотра;
  • ухаживать за пупочной ранкой;
  • чаще общаться с малышом, держать его на руках. Для новорожденных очень важен телесный контакт с матерью;
  • следить за тем, чтобы на коже не возникало высыпаний, опрелостей;
  • не курить в квартире, в которой находится новорожденный;
  • не допускать контакта младенца с птицами и животными;
  • не заниматься самолечением малыша;
  • соблюдать режим кормления и сна;
  • поддерживать в помещении оптимальный микроклимат (температуру, влажность).

Новорожденным считается ребенок до месячного возраста. С момента появления на свет малыш начинает активно расти и развиваться.

↑ Показатели нервно-психического развития на 3-м году жизни

2 года. Находит предмет по цвету, преодолевает препятствия, чередуя шаг. В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Пользуется двух- и трехсложными предложениями. Понимает рассказы взрослых о событиях прошлого. Частично самостоятельно одевается.2 года 6 месяцев. Подбирает по образцу предметы различных цветов и геометрических форм. Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий. В речи использует сложные предложения с придаточными. Выполняет простые сюжетные построения, сам называет их. Начинает пользоваться карандашом. Полностью сам одевается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки, по необходимости пользуется носовым платком.

↑ Показатели нервно-психического развития на 8-м году жизни

7 лет.

Двигательные умения: быстро перестраивается во время движения, держит равнение в колонне, шеренге, круге. Может выполнять движения в указанном темпе. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, 3-колесном велосипеде. Может плавать, играть в бадминтон, теннис, хорошо работает с разными материалами — бумагой, картоном, тканью. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком.Сенсорное развитие: правильно называет простые и сложные геометрические формы, правильно указывает на основные различия геометрических форм. При рисовании использует не только цвета, но и их оттенки.Умственное развитие: владеет прямым и обратным счетом до 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание, дифференцирует количество независимо от формы, четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено. Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги.Игровая деятельность: создает новые игры, предпочитает групповые игры, обобщает и анализирует свою деятельность, отдает предпочтение групповым играм.Поведение: испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки, первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам.Навыки: выполняет индивидуальные поручения, убирает комнату, ухаживает за цветами. Способен критически анализировать черты характера.

Игры

Ребенок в 1 месяц (развитие зависит от многих факторов) активизирует свою двигательную активность через различные упражнения. В первые 4 недели жизни специалисты рекомендуют развивать врожденные рефлексы: ходьба, ползание и хватание.

Методы обучения:

  1. Часто выкладывать грудничка на живот, под стопы подставить ладонь, малыш отталкивается от руки и ползет.
  2. Для занятий используют фитбольный мяч (диаметр 1 м). Дитя укладывают на мячик, при этом поглаживают ему живот и спину, слегка покачивая ребенка на снаряде в разные стороны. Это упражнение поможет окрепнуть маленькому организму.
  3. Для развития зрения помещают на протянутой руке яркую игрушку на расстоянии 60-70 см над лицом младенца. Когда его взгляд остановится на цветной погремушке (шарике, кольце) выполняют покачивания предметом влево и вправо с размахом в 5-7 см и частотой 2 раза в 1 с. Далее игрушку перемещают в разные стороны, приближая ее к лицу на 25-30 см, и снова удаляя. Длительность сеанса – 2 мин., в день желательно делать не более 2 раз. Для слуха по такой же методике проводят занятия с предметом, издающим мягкий, негромкий звук.
  4. Познакомить дитя с новым звучанием поможет мобиль, представляющий собой подвесную конструкцию, сделанную в яркой цветовой гамме и имеющий музыкальные проигрыватели.
  5. Подвешивают красивый разноцветный колокольчик в поле зрения младенца, чтобы он слышал его звучание и видел покачивания предмета. Это даст возможность маленькому человеку соединить приятный звук с красивой картинкой. Если колокольчик прикрепить над колыбелью, то вначале малыш будет наблюдать за ним, а потом уснет.
  6. Рекомендуется пританцовывать под музыку, держа грудничка на руках. Он обрадуется плавному встряхиванию и покачиванию, которое чувствовал еще в материнской утробе.
  7. Нужно потрясти погремушкой с одной, а затем с другой стороны от ребенка. Вначале делать это тихо, постепенно наращивая звучание. Через время малыш поймет, что доносящийся звук идет извне и станет искать источник шума. Желательно выбирать не очень звонкие игрушки, для детского слуха приятнее тихое шуршание и слабое потряхивание предметом.
  8. Педиатры советуют делать поглаживания детского тела. Например, ладонями провести по животу или пощекотать перышком. Если ему такие действия понравятся, то он выпятит живот. Массирование спины заставит малыша быстрее поднять голову.
  9. Для развития мускулатуры нижних конечностей рекомендуется поглаживать внутренние и внешние области стоп. Малыш будет разворачивать ногу за проделываемыми движениями. Если прикоснутся к пальцам ноги, то он их сожмет, а при разглаживании середины ступни пальцы распрямятся.

Выполняя упражнения и игры, учитывают следующие нюансы:

  • Малыша лучше положить головой к окну. Так при рассматривании игрушек ему не будет бить в глаза яркий свет.
  • Игровые предметы желательно менять через 3-4 дня.
  • Развивающие занятия проводят каждый день в количестве 2-3 раз продолжительностью по 1 мин. Постепенно время увеличивают до 3-4 мин.
  • Игрушки демонстрируют младенцу так, чтобы в поле зрения ему не попадали части тела взрослого. Поэтому погремушку лучше присоединить на петельку, а различные рисунки и мордочки крепят к палочке.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий