Кормление
Основным питание в три месяца остаются материнское молоко или адаптированная смесь. Конечно, грудное вскармливание более предпочтительно. В этом возрасте не нужно вводить никакой прикорм или допаивать малыша водой. Допаивание возможно только в сильную жару или при обезвоживании ребенка.
Если ребенок ест по часам, то оптимально шестиразовый режим кормления через каждые 3,5 часа. За одно кормление ребенок съедает около 150 мл смеси или молока.
Как правило, к этому возрасту лактация у кормящей матери уже установилась. Но бывают ситуации, когда молока прибывает недостаточно. Например, если мать испытывает стрессы, неправильно питается, сильно устает. Для увеличения лактации необходимо отрегулировать режим дня кормящей мамы и ее питание. Стоит исключить вредную пищу, добавить в рацион молочные продукты, животный белок, чай, морсы, компоты. Можно принимать отвары трав для увеличения лактации.
Еще один хороший способ увеличить количество молока – чаще прикладывать малыша к груди, не делать больших перерывов. Если не удается наладить лактацию и обеспечить достаточное количество молока, малыш недостаточно прибавляет в весе, то необходимо проконсультироваться со специалистом по поводу докармливания ребенка.
Теперь ваш малыш все чаще будет проявлять свои эмоции
Что умеет ребенок в 3 месяца
Прогресс в развитии трехмесячного ребенка заметен абсолютно всем. Каждый день у малыша появляются новые навыки и способности. Главными достижениями этого возраста можно назвать:
- умение удерживать головку;
- способность дотягиваться, держать игрушки;
- умение переворачиваться со спины набок;
- более совершенная координация;
- интерес к собственным частям тела;
- расслабление мышц на руках, способность дотянутся до ножек.
Шейный отдел у крохи хорошо развит, поэтому он с легкостью следит за игрушкой, вращает головой, поворачивает ее в поисках источника шума (погремушки). Ползать или сидеть карапуз еще не может — опорно-двигательный аппарат слишком слаб для этого. Однако малыш сможет перемещаться по горизонтальной плоскости. Не удивляйтесь, если вы оставили его в кроватке в одной позе, а вернувшись, обнаружили в другой. Это первые навыки ползания.
Если ребенка поставить, придерживая, на опору, он оттолкнется. Это упражнение способствует укреплению мышечной ткани. Можно попытаться присаживать младенца на руках, но аккуратно и по чуть-чуть.
Режим дня ребенка в 3 месяца
К третьему месяцу у малыша постепенно вырисовывается более-менее четкий режим дня. По-прежнему очень много времени отводится на сон (около 15 – 18 часов). Постепенно увеличиваются промежутки между кормлениями, в идеале они должны составлять по 3 часа. А ночью перерыв между кормлениями должен быть около 5 – 6 часов. Таким образом, за день у малыша получается около 6 – 7 приемов пищи. После каждого из них ребенок засыпает, но уж не так надолго, как раньше. Где-то через час малыш проснется, и вы сможете вдоволь наиграться, прежде, чем снова пора будет подкрепиться.
Сон и прогулки
Выше мы уже приводили, сколько должен спать ребенок в 3 месяца. Однако разные дети по-разному распределяют это время в течение суток: кто-то дольше спит ночью, и меньше — днем, а кто-то делает более равномерные перерывы на сон
Не столь важно, сколько спит ребенок в 3 месяца, как то, как он спит и как чувствует себя в периоды бодрствования. В любом случае, сон младенца в 3 месяца уже намного глубже, чем у новорожденного.
Как и в раньше, малышу важно много времени проводить на свежем воздухе. Он может сладко спать в коляске, а проснувшись с интересом наблюдать окружающий мир
Ведь кроха уже достаточно подрос для получения впечатлений.
Ежедневно следует устраивать по две прогулки: летом – по 2 – 3 часа каждая, а зимой ограничиться часовыми «выходами»
Важно правильно одевать ребенка зимой: эталонным подходом утепления считается такой: лежащего в коляске малыша одевай, как себя, но только на 1 слой больше
Летом важно защитить ребенка от попадания прямых солнечных лучей. Да, известно, что витамин D синтезируется только на свету
Но для этого достаточно рассеянного света в тени деревьев. Да и вообще летом гулять лучше в часы наименьшей солнечной активности – с утра до 11:00 и после 17:00 до вечера. Вне зависимости от того, какое лично у мамы отношение к солнцезащитной косметике (считаешь ты ее неприемлемой или наоборот необходимой), обязательно следует обеспечить защиту от солнца: если ребенок гуляет в коляске, расправь козырек, если носишь малыша в слинге, надень ему на голову шапочку или панамку. И выбирай тенистые маршруты.
Чему можно учить карапуза
У многих взрослых часто появляется вопрос – как развивать ребенка в 3-х месячном возрасте, ведь на этом этапе жизни он еще ничего не умеет и мало что понимает. Игры – лучший способ поддержания общения между родителем и ребенок.
Ими сопровождаются гимнастики и массажи, с их же помощью объединяются все способы развития.
- Повесьте над крохой ленточку с погремушками так, чтобы он случайно задевал их. Малютка будет активнее размахивать ручками, чтобы зацепить шумную игрушку снова и снова.
- Положите ребенка на спинку. Нежно дотрагивайтесь до каждой части тела и приговаривайте какие-нибудь потешки «Что за щечки пухленькие, что за ножки сладкие». Карапуз будет с нетерпением ждать, когда вы дотянетесь до него в очередной раз.
- Положите малютку к себе на колени. Возьмите его за ножки. Притяните к себе одну – поцелуйте. Затем притяните другую. Чередуйте ножки малыша, каждый раз целуя их или издавая необычный звук.
- Положите ребенка на гимнастический мяч. Раскачивайте его, приговаривая «По морям, по волнам плывет смелый моряк». Переверните кроху так, чтобы он лежал на животике, и повторите покачивающие движения на фитболе «Вырасту, стану летчиком смелым. Нет для меня лучшего дела».
Каждая игра проста и занимает совсем немного времени. Старайтесь в течение дня как можно чаще проводить их с малышом, ведь положительные эмоции и прилив счастья будут обеспечены не только малышу, но и вам!
Следите за тем, чтобы у карапуза было хорошее и соответствующее настроение. После игр предложите малютке прикорм (если ввели его) – сейчас ваш карапуз как никогда «благосклонен» и, скорее всего, голоден.
Физические показатели девочек и мальчиков в четыре месяца
Дети четырехмесячного возраста продолжают активно развиваться в физическом плане. Вес ребенка увеличивается в среднем на 700 грамм. Мальчики от рождения крупнее девочек. Их вес составляет около 6,7-8,4 кг. Масса тела представительниц слабого пола этого возраста достигает 6,1-7,8 кг.
Вес малышей становится больше на 3,6-3,7 кг относительно массы тела, которая была при рождении. Дети в 4 месяца вырастают примерно на 2 см. Рост мальчиков составляет 63,8-68,0 см.
Длина тела девочек равна 61,8-66,3 см. В среднем малыши становятся выше на 13 см в сравнении с периодом новорожденности. Постепенно проходит мышечный гипертонус: кроха выпрямляет ручки и ножки. Это позволяет ребенку овладевать новыми физическими умениями. Грудничок в 4 месяца уже меньше спит и больше бодрствует.
Продолжают совершенствоваться слух и зрение. Визуально ребенок становится более пропорциональным: окружность головы меньше или равна объему грудной клетки. Для оценки состояния физического развития ежемесячно ребенка осматривает педиатр. Нормативные показатели для детей разных полов приведены ниже в таблице.
Параметр, в см | Мальчики | Девочки |
Объем грудной клетки | 42,8 | 41,8 |
Окружность головы | 41,9 | 41,0 |
Физическое состояние младенца во многом зависит от таких факторов:
- срок появления его на свет (недоношенные дети отстают в развитии);
- тип вскармливания (грудное или искусственное), режим питания;
- степень активности;
- крепость иммунитета.
Фактические значения врач сравнивает с нормативными. Поскольку все дети индивидуальны, то незначительные отклонения не являются признаком патологии.
Рекомендации доктора Комаровского
Педиатр, Евгений Олегович Комаровский, считает, что мальчики и девочки пятимесячного возраста обязательно должны уметь переворачиваться, гулить, эмоционально реагировать на окружающий мир, пытаться выхватить игрушку из рук мамы или папы. Апатичность, пассивность могут быть признаком наличия патологического состояния.
Для нормального и активного развития ребенка Комаровский рекомендует следующее:
включать крохе хорошую музыку. Желательно знакомить малыша с классическими произведениями. Это благотворно влияет на слух, психическое и психоэмоциональное состояние;
постоянно поддерживать контакт с малышом. Общаться с ним, читать ему книги, петь детские песни;
повышать физическую активность путем проведения комплекса упражнений, занятий на фитболе. Очень полезно плавание в бассейне. Стоит почаще организовывать водные процедуры дома. При совершении активных движений в воде укрепляется мускулатура всего тела;
покупать для ребенка развивающие игрушки. Пойдут на пользу малышу неваляшки, пирамидки, мобили, погремушки, мячи, музыкальные карусели, машинки, куклы, резиновые фигурки зверей;
укреплять иммунную систему. Для этого врач советует закаливание прохладной водой, солнечные и воздушные ванны;
общаясь с крохой, четко и правильно выговаривать слова. Не рекомендуется кривлять речь ребенка;
составить график дня и четко его придерживаться;
следить за тем, чтобы малыш не переутомлялся;
чаще выкладывать грудничка на живот. Так изменяется угол обзора окружающей обстановки. Укрепляются мышцы шеи, конечностей. Это подготавливает кроху к ползанию;
подходить к ребенку, будучи в хорошем расположении духа. Грубое и строгое общение, плохое настроение негативно отражается на психоэмоциональном состоянии малыша;
организовать для крохи уголок для игр. Поверхность должна быть ровной, безопасной
Важно беречь малыша от сквозняков, холода;
присаживать детей в этом возрасте известный педиатр не советует (особенно если кроха сам не предпринимает никаких попыток это сделать). По мнению доктора, малыш сам сядет, когда его мышечный корсет спины будет готов к такой нагрузке.
Комаровский не рекомендует торопиться с переводом грудничка на взрослую пищу. По мнению врача, лучшей едой для детей до полугода является материнское молоко.
Есть ли разница в развитии мальчиков и девочек?
Разница в развитии мальчиков и девочек прослеживается с самого рождения. Представители сильного пола появляются на свет с большей массой и длиной тела. Физически мальчики 5 месяцев более развиты. У них крепче мышцы. Они более активны. Острота слуха у мальчиков до 5-месячного возраста выше, чем у девочек.
При этом представительницы слабого пола являются более чувствительными к шуму. Тактильные ощущения у девочек развиты лучше.
Телесный дискомфорт они переживают острее. При этом девочки более ласковы и отзывчивы на поцелуи и объятия, чем мальчики. Для игр представительницам женского пола достаточно ограниченного пространства. Мальчикам же требуется больше площади для развлечений.
У девочек сильнее развивается левое полушарие головного мозга. Поэтому они лучше концентрируются на определенных предметах и являются более коммуникабельными. У мальчиков лучше развито правое полушарие. Благодаря этому они быстрее ориентируются в пространстве, у них хорошо развиты двигательные функции. Умения и навыки детей разных полов немного отличаются. Основные моменты приведены в таблице ниже.
Критерий сравнительного анализа | Что умеет ребенок в 5 месяцев, мальчик | Что умеет делать ребенок в 5 месяцев, девочка |
Умения и навыки физического характера | Многие ребята уже умеют сидеть у опоры. Они достаточно подвижны. | Некоторые малышки в этом возрасте совершают первые попытки сидеть. Но девочек не рекомендуется присаживать раньше 6-7-месячного возраста. Это обусловлено слабостью их мускулатуры и костей. Раннее присаживание может пагубно повлиять на органы малого таза. |
Речевые способности | Общаются мальчики путем гуления. | Произношение первых слогов. Гуление плавно переходит в лепетание. Кроха пытается имитировать речь взрослых. |
Форма общения | Мальчики предпочитают объятия. | Малышкам очень нравится слушать голос матери. |
Развивать ребенка, как мальчика, так и девочку надо всесторонне – помогать овладевать навыками и умениями через игру.
Двигательные навыки ребенка в 3 месяца
У трехмесячного малыша уже довольно хорошо проявляются врожденные рефлексы. Это, к примеру, рефлекс испуга. Вы можете наблюдать в этот период, как сила шеи вашего крохи увеличивается. В 3 месяца ребенок должен находясь в вертикальном положении, хорошо держать голову.
Когда вы наблюдаете за крохой, посмотрите внимательнее, у него должны появиться ранние признаки координации движений глаз и рук. Кулачки малыша в этот период уже могут открываться и закрываться, малыш умеет быстро хватать игрушки или погремушки и тянуть их в рот.
Родители должны знать, что в этот период малыш может пополнеть на 800 грамм за один месяц. Рост в это время также увеличивается, до двух с половиной см. в месяц. Если у вас мальчик, то объем его головки в три месяца может достигать сорок один см., а объем груди около сорока одного см.
У девочек объем головки и груди меньше, около сорока см. У трехмесячного малыша центральная нервная система продолжает формироваться. Кости малыша в этом возрасте продолжают твердеть. По этой причине нужно с малышом все также бережно обходиться, чтобы ненароком не сломать его кости или не сдвинуть с места еще очень хрупкие суставы. Пеленайте малыша по этой же причине не очень туго. Нельзя и сажать малыша раньше времени. Особенно это касается девочек, у них кости таза могут сдвигаться с анатомически правильного места.
Какие навыки должен иметь трехмесячный ребенок
К концу третьего месяца у малыша появляется много новых навыков. Крошка каждый день радует родителей, демонстрирует свои умения.
Двигательная активность
Это один из главных критериев оценки. Трехмесячный малыш уже достаточно укрепил мышцы спинки и шеи. Теперь он может:
- подолгу удерживать головку вертикально (от 1 минуты);
- переворачиваться со спинки на животик;
- отталкиваться согнутыми в коленях ножками от горизонтальной опоры (при поддержке под мышки);
- стремится схватить интересующий предмет.
Физическое развитие в 3 месяца приносит родителям и некоторое беспокойство. Карапуз не лежит спокойно, он начинает переворачиваться. Мамочка должна обеспечить ему безопасность, оградить от падения.
Зрение
Новорожденный младенец имеет меньшие возможности обзора по сравнению с трехмесячным крохой. Теперь малютка с интересом поворачивает головку, старается осмотреть как можно больше предметов. Держа кроху на ручках, рекомендуется показывать ему окружающие предметы и называть их. Это ускорит развитие малютки, простимулирует формирование речи.
Слух
Теперь малютка поворачивает головку в поисках источника шума. Если он слышит голос мамочки или знакомого человека, останавливает взгляд на лице говорящего. Очень полезно разговаривать с крохой, петь ему песенки, рассказывать стихи.
Эмоции и поведение
В три месяца для крохи характерно проявление комплекса оживления. При виде мамочки или члена семьи он начинает:
- гулить;
- улыбаться;
- шевелить ножками и ручками.
При этом важно похвалить малютку, ласково поговорить с ним
Речь
Именно в три месяца начинает активно формироваться понимание речи мамы или близких людей. Но пока что малютка больше реагирует на тон, которым произносятся слова:
- хмурится и плачет при резких высказываниях;
- улыбается и гулит при ласковом обращении к нему.
Важно помнить: грубость и резкость при разговоре с трехмесячным крохой недопустимы
Сознание
Третий месяц — новый этап в развитии сознания крохи. Он начинает выбирать, с кем находиться в обществе:
- мамочка уходит — начинается плачь;
- мама возвращается — радость и улыбка;
- член семьи берет ребенка на ручки — радостное гуление;
- то же делает не понравившийся малютке человек — плач.
Не следует укорять кроху за его поведение: здесь нет каприза, просто идет формирование личности.
Крупная, мелкая моторика
У 3-месячного малютки активно развиваются обе моторики. В спокойном положении кроха держит кисть расслабленной, пальчики — разведенными. Он может не только держать предмет ручками, но и ухватить протянутую игрушку
Важно при этом хвалить малютку и назвать предмет, с которым кроха играет
В положении лежа на животике малыш сгибает ручки в локтях, разводит в стороны, поднимает головку и опускает ножки. Центр тяжести смещается, лежать становится комфортно.
Социальное развитие
Пока еще кроха не способен различать своих и чужих. В большей степени он ориентируется на интонации голосов и улыбку на лице.
Развитие собственной речи
Именно в 3 месяца ребенок осваивает азы детского лепета. Он произносит звуки, и их уже можно различить. Явно слышатся согласные и гласные, прослеживаются горловые. Мамочка четко слышит бульканье, хихиканье, хныканье. Различаются интонации.
Тактильные ощущения и движения
Кроха начинает пробовать окружающий мир «на вкус». Он тянет в ротик все, что может ухватить. Обычно это собственные кулачки, иногда большие пальчики ножек. Но движения еще нечеткие.
Уход
- Ребенок нуждается в каждодневных гигиенических процедурах.
Утро лучше начать с умывания. Протираем лицо младенца тампоном, смоченным теплой водой. Протирая глазки, нужно менять тампон для каждого глаза. - Почистите аккуратно ушки малыша с помощью ватных жгутиков.
- Носик тоже необходимо почистить смоченным ватным жгутиком.
- Осматривайте ногти младенца, при необходимости остригите их, чтобы кроха не поцарапал себя.
- Чистить нос и ушки каждый день не обязательно. Это необходимо делать по мере необходимости. Лучше выполнять эти действия после купания. Стричь ногти также можно после купания, когда ногтевая пластина более мягкая.
- Обязательно нужно подмывать ребенка под проточной теплой водой после опорожнения кишечника и после того, как он пописает несколько раз. После каждого мочеиспускания мыть не нужно.
- Нужно ежедневно купать малыша. Процедуру лучше проводить до кормления перед ночным сном. Температура воды 36-37 градусов. Применять косметические средства при купании каждый день не рекомендуется. Мыло лучше использовать 1-2 раза в неделю.
- Можно начинать закалять ребенка. Устраивать малышу воздушные ванны (постепенно повышая время до 10 минут).
- Можно делать ребенку массаж. Легкие поглаживания и постукивание мышц ручек, ножек, спинки. Это поможет нормализовать тонус мышц крохи, укрепит физическую форму ребенка. Достаточно 5-10 минут.
Лучше делать это до приема пищи.
Слух и реакция на звуки
Слух ребенка на 5-м месяце жизни развит хорошо. Малыш различает и узнает большое количество разнообразных звуков. Формируя зрительно-слуховые знания, малыш нуждается в разнообразных упражнениях, стимулирующих развитие слуха. Классическая музыка, пение и диалоги играют большую роль в становлении умственных навыков.
Между 4 и 5 месяцами стоит активно предлагать малышу изучать звуки, издаваемые разными предметами. Покажите, как можно стучать погремушкой по разным поверхностям, получая новое звучание.
Стоит понимать, что развитие слуха тесно связано со зрением
Очень важно на этом этапе не только предлагать слушать разнообразные звуки, но и показывать и называть предметы, их издающие. Чем большее количество предметов будет различаться малышом по виду и звучанию, тем быстрее будет происходить формирование начальной базы знаний
Как кормят детей 3 месяцев
Не нужно слушать советов о том, что в этом возрасте малыш должен употреблять как прикорм твердую пищу. Должно истечь хотя бы еще пару месяцев до того времени пока малышу станет полгода. Да, совсем непросто узнать, сколько именно молока сосет малыш, находящийся на естественном вскармливании. Но нужно знать, что количество пищи употребляемой в течение дня — до 850 грамм молока. За один раз это выйдет сто двадцать-сто сорок грамм.
Возможно, и самостоятельно определить количество молока. Просто разделите вес малыша на шесть, это количество кормлений. В итоге получится столько молока, сколько требует организм вашего крохи. Выдерживайте между кормлениями время около трех-трех с половиной часов. Это притом, что в рацион крохи необходимо включать витамин Д. Благодаря этому можно развивать кости и кожу малыша, а также это благоприятно повлияет на ногти и волосы малыша.
Психологические изменения
Малыш трех месяцев продолжает активно развиваться психоэмоционально. Он умеет улыбаться, начинает гулить, реагирует на звуки. Что должен уметь делать малыш в 3 месяца? К концу третьего месяца малыш овладевает такими умениями:
Начинает узнавать маму и близких людей;
Умеет выражать свои эмоции криком;
Начинает произносить отдельные звуки;
Улыбается при положительных эмоциях, видя улыбки близких людей;
Старается обратить внимание родителей звуками, пытается «говорить»;
Поворачивает голову на звук;
Скучает в одиночестве, требует внимания;
Следит за движущимися игрушками, обращает внимание на яркие однотонные предметы;
Рассматривает свои ручки, интересуется своим телом, изучает его ручками;
Хорошо удерживает головку в вертикальном положении или приподнимаясь на ручках лежа на животе;
Пытается сгибать ножки, поворачивается на бок, а иногда и переворачивается на животик;
Пытается ползти лежа на животе, чаще получается назад;
Если малыша держать подмышками, то он упирается ножками в твердую поверхность;
Сует в ротик пальцы и игрушки, может сосать пеленку, мамину одежду;
Любит щупать различные предметы, развивая тактильные ощущения.
Не всегда трехмесячный ребенок обладает всеми этими умениями. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее. Поэтому если кроха пока не научился что-либо делать из этого списка, не нужно переживать.
Больше информации о жизни малыша в этот период – в этом видео:
Развитие и игры: что и как развивать
Развитие младенца в этом возрасте сильно зависит от тесного контакта с мамой. Ребёнок ещё мал для активных или ролевых игр, главное для него сейчас — общение и изучение окружающего мира. С ним нужно разговаривать, можно носить его с собой, показывать ему предметы, рассказывать, что вы делаете. При общении с малышом можно воспроизводить звуки различных предметов или животных — паровоза, льва, машины. Также можно имитировать звуки, которые издаёт сам ребёнок, получится своеобразный диалог между мамой и малышом. Он учится вас понимать.
Чему можно научить кроху
В четырёхмесячном возрасте хорошо подойдут игры-потешки, такие как «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и подобные им. Такие игры не только веселят малыша, но и стимулируют работу его организма. Нехитрая, на первый взгляд, игра в прятки — лицо закрывается руками, потом руки убираются, внезапное появление мамы вызывает у ребёнка радость и смех — развивает причинно-следственные связи. Для развивающих игр подойдут мягкие пищащие игрушки. Нужно вложить игрушку в руку малыша и сжать её. Вскоре он научится сжимать ладошку сам, чтобы услышать звук. Игру можно усложнить, вложив по игрушке в обе ручки ребёнка, чтобы он учился сжимать ручки одновременно. Ребёнку можно помочь исследовать части тела, например, надеть на ножки яркие носки
Яркий цвет привлечёт внимание ребёнка, он будет рассматривать предмет, попытается дотянуться до него
Для младенца важно развитие тактильных ощущений. В руки крохе можно давать ткани, различающиеся по фактуре, например, шёлк, вельвет, бархат
Можно завязать узелки на шнурке и на атласной ленте и дать их малышу в руки.
Растущий ребёнок постоянно меняется, приобретает новые навыки, познаёт мир
Родителям важно помнить, что ребёнок развивается гармонично, так как заложено природой, его не следует торопить. Развитие каждого ребёнка происходит постепенно и индивидуально, поэтому нужно помнить, что навыки и умения, которые описаны в статье, не придут к малышу ровно в четыре месяца
Постепенно он будет приобретать новые навыки, а родители должны ему только немного помочь.
Питание и сон
В первые два месяца основное время малыша состояло из сна и кормлений. Сформировался уже определенный распорядок дня. На третьем месяце жизни режим дня немного поменяется, так как малыш больше времени будет бодрствовать. Но основное расписание сохраняется, оно позволит маме распланировать свое время и выполнить домашние дела.
Большую часть суток (около семнадцати часов) по-прежнему занимает сон малыша. В ночное время ребенок может спать примерно десять часов, а в дневное время он спит четыре раза.
Малыши, которые находятся на искусственном вскармливании, питаются молочной смесью в соответствии с инструкциями на упаковке (по объему смеси и количеству кормлений). При грудном вскармливании деток кормят по требованию, независимо от интервалов между кормлениями. Малыш съедает столько молока, сколько захочет и сколько ему требуется.
Активное изучение ребенком окружающего мира немного изменяет процесс грудного кормления. Малыш постоянно отвлекается, поворачивает голову, чтобы что-то или кого-то увидеть. Не съедает необходимый объем молока. Из-за такого поведения ребенка у мамы происходят изменения в процессе лактации. Иногда ей кажется, что сократилось количество молока и необходимо начинать прикорм.
Этот период необходимо переждать, через несколько дней приливы у мамы нормализуются. Необходимо только чаще давать грудь беспокойному малышу и лактация будет в норме. Не рекомендуется в такие критические моменты переходить на молочные смеси или фруктовые прикормы. Они абсолютно не нужны при грудном вскармливании. Молоко мамы обеспечивает ребенку полноценное питание.
Физическое развитие малыша на пятом месяце жизни
Ребёнок продолжает активно расти и прибавлять в весе. Норма прибавки на этом этапе составляет до 750 г, роста — до 2,5 см. Согласно данным ВОЗ нормальный вес ребёнка в этом возрасте составляет 5–8 кг, рост 57–66 см.
Нормы роста и веса у детей в 4 месяца: как выглядят мальчики и девочки
4 мес. | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 5,6 | 8,7 |
Вес девочек, кг | 5,0 | 8,2 |
Рост мальчиков, см | 59,7 | 68,0 |
Рост девочек, см | 57,8 | 66,4 |
У детей в 4 месяца быстро растут ногти, меняются волосы, может измениться цвет глаз. Спит четырёхмесячный ребёнок 15–18 часов в сутки. Около 10 часов — это ночной сон, остальные часы сна укладываются в три дневных сна. В норме ребёнок может проснуться ночью 2–3 раза для кормления, но может и спать всю ночь без пробуждения. Наиболее благоприятное время для укладывания на ночь — с 19 до 21 часа.
Посещение педиатра и медицинские аспекты
В 4 и 5 месяцев необходимо посетить педиатра для ежемесячного осмотра. Врач проверит гармоничность развития, измерив рост, вес, окружность головы и груди, обязательно послушает сердцебиение и дыхание. Посмотрит степень появления зубов и состояние кожных покровов.
При необходимости будет назначено посещение невропатолога, ортопеда, окулиста, отоларинголога. Если у вас есть сомнения или вопросы, не стесняйтесь их задавать.
Обязательно стоит рассказать врачу, если:
- Кроха не идет на контакт, не гулит, не лепечет, не реагирует на обращенную к нему речь.
- Отсутствуют самостоятельные перевороты с живота на спину или обратно.
- Малыш часто срыгивает на ГВ.
- Плохо спит и ест.
- Не может самостоятельно схватить предложенную игрушку.
Взависимости от ситуации педиатр может назначить дополнительный осмотр у других специалистов. В такой ситуации стоит постараться, как можно быстрее выполнить рекомендации.
Отклонения в развитии и способы корректировки
Есть контрольные показатели, от которых нельзя отмахнуться. В 3 месяца кроха обязательно должен делать определенные вещи. Следует насторожиться, если малыш не умеет:
- держать головку (хотя бы 1 минуту);
- фокусировать взгляд на ярких игрушках и лицах;
- следить глазками за движущимися предметами;
- хватать яркие погремушки;
- реагировать на громкие звуки;
- ощупывать свое личико.
Суммарное количество времени плача не должно в 3 месяца превышать 1 час. Если кроха плачет долго и бесцельно, следует сообщить об этом педиатру. Появление тревожных симптомов не является поводом для паники. При своевременной коррекции отставание легко устраняется.
Затем последует назначение коррекционных процедур. Для избавления от отставания в развитии рекомендуется:
- Приобрести цветные погремушки разных размеров и формы. Их следует попеременно передвигать в медленном темпе перед глазками ребенка. Цель упражнения — помочь малышу сфокусировать взгляд.
- Над кроваткой для развития слуха следует повесить мобиль с несколькими мелодиями. Их требуется включать попеременно.
- Играть с крохой следует различными по цвету, фактуре и размеру игрушками. Требуется словами характеризовать цветовую гамму и названия предметов.
- Кроху требуется мотивировать к движению. Родители должны стимулировать передвижение, подложив под ножки ладонь. Перед малюткой рекомендуется разместить яркую игрушку и заставить его протянуть к ней ручку.
- Малыша следует почаще брать на ручки, обнимать, нежничать с ним, танцевать. С крохой требуется постоянно общаться: петь ему песенки, играть с ним.
Выполнение несложных процедур требует от мамы большого количества времени. Но при регулярном их проведении карапуз быстро догоняет сверстников. Отставание в развитии остается позади.
Познание окружающего мира
Активность и улыбчивость малыша говорят об его правильном развитии
Младенец в три месяца:
- Внимательно рассматривает предметы, которые находятся перед ним. Провожает взглядом яркие предметы и замирает при виде игрушки. Если двигать ею перед крохой, а потом убрать из виду, то малыш будет глядеть в сторону исчезнувшей вещи еще какой-то период времени. Он ожидает, что предмет опять появится в поле зрения.
- Крутит головой, если держать его на руках в вертикальном положении.
- Тянется к игрушкам, пробует их на вкус.
- Вычленяет то, что ему интересно, и игнорирует то, что скучно.
Поведение трехмесячного ребенка по отношению к окружающим:
- На то, что развитие малыша происходит правильно, указывает наличие «комплекса оживления». Его проявление — активность грудничка в присутствии взрослого или другого ребенка.
- Взрослый должен наклониться над крохой на расстоянии 25 — 30 см и ласково, с улыбкой с ним поговорить. В ответ малыш машет ножками и ручками и улыбается. Вы можете заметить такое проявление эмоций и раньше. В отдельных случаях так может вести себя даже месячный ребенок.
- Осознает свою индивидуальность. Спокойно наблюдает за мамой и не требует плачем взять его на руки.
- Различает голоса близких людей.
- Плачет с паузами. Вставляет их, дожидаясь ответа родителей. По плачу ребенка теперь понятно, что он испытывает или хочет сказать маме и папе. Малыш не просто недовольно кричит. Грудничок испытывает спектр эмоций, которые научился различать. Если голоден и обидно, что не берут на ручки, то он приподнимает бровки, морщит носик.
- Певуче гулит при виде мамы или другого родного человека. Кричит с отчетливой интонацией в отличие от месячного малыша, который надрывно плачет.
Развитие крупной и мелкой моторики
Крупная моторика у детей трех месяцев активно развивается. Она основана на непроизвольной двигательной активности мышц. Ребенок постоянно тренируется сжимать и разжимать кулачки. Его ручки расслабляются, тонус мышц свойственный новорожденным проходит. Грудничку легче удерживать головку, он умеет сводить руки вместе.
Мелкая моторика – это способность кистей и пальцев делать максимально четкие движения. Зона в мозге, отвечающая за развитие мелкой моторики, очень близко располагается к зоне памяти, речи и мышления. Стимулируя один участок, задействованными оказываются все. В этот период малыш уже осознанно держит предмет в руках. Кроха пытается схватить окружающие его предметы – мамины волосы, игрушку, бутылочку, украшения. Координация движений продолжает совершенствоваться, теперь малыш может делать одной рукой то, на что еще месяц назад требовалось две. Развитие мелкой и крупной моторики способствует возникновению нейронных связей, что оказывает влияние на умственную деятельность, совершенствование различных навыков и талантов.
В совершенствовании моторики поможет игра «сорока — белобока кашку варила». Малышу надо давать в ручку предметы разной текстуры (шершавые, гладкие), формы, размера. В магазинах можно приобрести специальные игрушки с наполнителем в виде шариков. Такие изделия можно сделать самой, пошив мешочки и поместив туда различные крупы.