Физиологические рефлексы новорожденных — таблица по месяцам

Виды рефлексов

Всего выделяют 16 наиболее значимых рефлекторных реакций новорожденных.

Оральные рефлексы

Сначала рассмотрим оральные рефлексы

Их наличие очень важно для ребенка, поскольку они обеспечивают процесс сосания

Сосательный рефлекс – это умение новорожденного совершать сосательные движения. Он проявляется при любом раздражении ротовой полости. Стоит младенцу ощутить, что у него во рту находится какой-либо предмет, он плотно обхватывает его с помощью губ и языка и начинает активно сосать. Читайте подробнее о кормлении грудью

Сосательный рефлекс затухает очень поздно. Сторонники самоотлучения замечают, что ребенок забывает как именно нужно сосать грудь в районе 3-5 лет.

  • Глотательный рефлекс – обеспечивает возможность проглатывать пищу, которая находится во рту у младенца. Данный автоматизм сохраняется в течение всей жизни;
  • Хоботковый рефлекс – заключается в умении малыша складывать губки «трубочкой». Такая реакция возникает, после быстрого прикосновения или легкого постукивания пальцем по верхней губе ребенка. При этом у него непроизвольно сокращается круглая мышца рта и губы вытягиваются вперед;

Данный рефлекс необходим для совершения сосательных движений. Он исчезает через 2 – 3 месяца после рождения малыша.

Искательный или поисковый рефлекс – имеет такое название, поскольку связан с поиском младенцем материнской груди. При легком касании уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону источника раздражения, а его нижняя губа опускается.

Этот автоматизм исчезает, когда малышу исполняется 3 – 4 месяца, ведь к этому времени у него формируется осознанная зрительная реакция на вид  материнской груди. Подробнее о том, когда новорожденный начинает видеть

При проверке искательного рефлекса нужно производить очень точные касания. Помимо уголков рта можно надавливать на средину верхней или нижней губы. В этом случае ребенок должен соответственно запрокидывать или наклонять голову вниз. Если неправильно делать такие манипуляции в результате можно получить демонстрацию хоботкового рефлекса.

Рефлекс Бабкина – представляет собой следующий процесс: при надавливании на ладошки новорожденного (в области бугорка от большого пальца) он открывает рот и сгибает голову в поисках груди. К 2-3 месяцам эта рефлекторная реакция должна исчезнуть.

Спинальные рефлексы

Не менее важны для новорожденного спинальные автоматизмы. К ним относятся все другие виды непроизвольных движений ребенка, которые он совершает телом и конечностями.

  1. Хватательный или обезьяний рефлекс – это бессознательное сжимание и удерживание в ладошках какого-либо предмета. Обычно для проверки такого автоматизма взрослые вкладывают малышу в ладошки указательные пальцы. При этом он крепко захватывает их и не отпускает.

Ребенок должен держать настолько сильно, что его можно будет таким образом приподнять над поверхностью, на которой он лежит. К 3 – 4 месяцам у младенца этот рефлекс сменяется на осознанные действия, когда он тянется и берет предмет в руки самостоятельно.

Эту рефлекторную реакцию можно проверять и другим способом (издать громкий звук, похлопать по ягодицам, постучать пальцами по грудине). Данный автоматизм угасает, когда ребенку исполниться 4 – 5 месяцев. Читайте о том, когда новорожденный начинает слышать

  1. Рефлекс Галанта – позволяет проверить реакцию позвоночника на раздражитель. Следует уложить младенца на бок и сверху вниз провести пальцами с двух сторон по околопозвоночным линиям. При этом он будет дугообразно выгибать спину.

Позотонические рефлексы

Позотонические рефлекторные реакции связаны с формированием у ребенка умений поднимать голову, сидеть или стоять, которые предполагают наличие способности правильно перераспределять нагрузку на мышцы в зависимости от положения тела.

Рефлекс Магнуса – Клейна – еще его называют ассиметричным шейным тоническим автоматизмом. Предварительно новорожденного нужно положить на спину и повернуть его голову на бок. Рука и нога с той стороны, куда будет повернут ребенок – распрямятся, а с противоположной стороны – согнутся. Это положение называют «позой фехтовальщика».

Такая рефлекторная реакция угасает по достижении младенцем двухмесячного возраста.

Симметрический тонический шейный рефлекс – заключается в срабатывании сгибателей и разгибателей конечностей при запрокидывании и наклоне головы. При запрокидывании – ребенок выпрямляет руки и сгибает ножки, и наоборот.

Данные рефлексы наблюдаются у младенцев постоянно.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия

Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП

Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки

Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем

Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка

Физиология 6 месячного ребенка

Для оценки физических параметров развития крохи, педиатры используют центильную таблицу, в которой приводятся нормативы по месяцам. Для малышей женского и мужского пола они будут немного отличаться.

Помимо весовых показателей и длинны тела, в таблице отмечается окружность головы и грудной клетки, которые также учитываются при оценке физических параметров развития ребенка. В полгода кроха весит от 6,8 до 8,4 килограмм, а его рост составляет от 64 до 67 сантиметров.

Умения и навыки ребенка в 6 месяцев

  • Ребенок уже без каких-либо сложностей самостоятельно переворачивается со спины на живот и обратно.
  • К шести месяцам у детей исчезает физиологических гипертонус в верхних и нижних конечностях, характерный для малышей младше полугода.
  • Находясь в позе на животе, кроха опирается на одну руку, а второй может держать игрушку. Он крепко держит руку родителя при подтягивании из лежачего положения. Кроха самостоятельно подтягивается и маме уже не приходится прилагать усилия, чтобы его поднять. Некоторые детки в этом возрасте уже самостоятельно сидят.
  • Шестимесячный малыш также может ползать на четвереньках или по-пластунски, если видит перед собой интересующий предмет или игрушку. Если его поддерживать подмышки, он отталкивается и упирается ногами, как бы пританцовывая. Многие малыш самостоятельно встают, держась за прутики кроватки.
  • Ребенок берет игрушки одной рукой и перекладывает их в другую. Может держать в каждой руке по игрушке. Ощупывает предметы не только пальцами, но и всей ладошкой.
  • Поднимает упавшие игрушки и снова их разбрасывает. Если родители спрячут какой-либо предмет, ребенок сразу начнет его искать. Кроха может найти прикрытую чем-нибудь игрушку самостоятельно. Игры у ребенка этого возраста длятся уже от 15 до 20 минут.
  • Малыш много раз повторяет те действия, которые у него хорошо получаются. Он открывает и закрывает коробочку или сворачивает и разворачивает ткань.

В полгода у многих детей начинает прорезаться нижний центральный резец. Чтобы не упустить возможных проблем с зубами, в этом возрасте нужно первый раз посетить стоматолога, который проверит строение челюсти, прикуса и уздечек под нижней и верхней губой.

Признаки доношенного ребенка

Новорожденный ребенок считается доношенным, если период его внут­риутробного развития составил полных 37 недель. То есть ребенок родился на 38, 39 или 40 неделе. Доношенному новорожденному ребенку присущи следующие антропометрические данные:

  • Масса тела доношенного
    новорожденного ребенка равна или превы­шает 2500 г.
  • Рост  — не менее 45 см.
  • Средняя масса тела
    доношенного мальчика — 3500— 3600 г,
  • Средняя масса тела доношенной
    девочки 3200-3300 г.
  • Средняя длина тела
    49—52 см.


После рождения доношенный ребенок громко кричит

Движения новорожденного ручками и ножками активны. Мышечный тонус хорошо выражен. Присутствует сосательный реф­лекс и все остальные безусловные рефлексы (см. раздел «Основные рефлексы новорожденных» ).

Кожа у доношенного новорожденного розовая,
эластичная. Подкожный жировой слой хорошо раз­вит. Кости черепа эластичные,
боковые роднички закрыты, ушные раковины упругие.

Пупочное кольцо находится на середине расстояния
между лобком и мечевидным отростком. Ногти заходят за кончики пальцев. У
девочек большие половые губы закрывают малые, у мальчиков яички опущены в
мошонку.

Слюноотделение у человека при виде лимона – какой рефлекс

Это условный вид. Он образуется благодаря тому, что насыщенный вкус лимона провоцирует слюноотделение настолько часто и сильно, что в результате простого взгляда на него (и даже воспоминания о нем) запускается ответная реакция.

У человека, в отличие от животного, условный вид вырабатывается быстрее. Но для всех механизм един – совместное предъявление стимулов. Одного, вызывающего безусловный рефлекс, и другого – индифферентного.

Например, для подростка, упавшего с велосипеда под какую-то конкретную музыку, в дальнейшем возникающие неприятные чувства под эту же музыку могут стать приобретением условного рефлекса.

Развивающие игры с шестимесячным малышом

Чтобы малыш быстрее научился разговаривать, как и на предыдущих этапах, нужно стимулировать развитие речевых навыков. Для этой цели следует приобрести побольше небольших ярких книжечек со страничками из картона, чтобы кроха сам смог их переворачивать. Будет не лишним, если, кроме красочных картинок на страницах будут еще и короткие потешки с повторяющимися фразами и словами. Детки, с которыми родители начиная с полугода читали стишки, учатся говорить гораздо раньше, чем их сверстники.

Мозговые центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся рядом друг с другом и взаимосвязаны между собой

По этой причине очень важно играть с ребенком в игры, которые задействуют пальцы рук. В этом возрасте дети с охотой играют с разными коробками, кубиками и матрешками

Также можно пошить несколько мешочков и наполнить их разными оставляющими. Это может быть крупа, камни, пуговицы, песок и морская крупная соль. Улучшает моторику сжимание и разжимание игрушек пищалок.

Развитие ребенка в 6 месяцев: массаж и упражнения

Ежедневно следует проводить массаж ладоней ребенка. Для этого нужно сделать следующее. Необходимо взять небольшой шарик и дать его ребенку. Затем своими руками следует взять за его ладони снаружи и покатать между детских ладошек этот предмет. Заменить шарик можно грецким орехом. Делать такой массаж нужно по пять минут в день. Также необходимо массировать и пальцы, слегка вытягивая их при массаже. Такую процедуру также следует проводить по пять мину ежедневно.

Педиатры советуют выполнять ежедневное упражнение «причесывание». Для этой цели нужно поочередно поднимать руки карапуза и плавно двигать ими вдоль головы назад и вперед.

В этом возрасте малышу понравятся игрушки-спирали, по которым нужно передвигать мелкие фигурки. Пока не утратили актуальности и игры в «Ку-ку», «Сороку-Ворону» и «Ладушки».

Забота и внимание

При осваивании новых навыков ребенка нужно обязательно хвалить и поддерживать. Он должен чувствовать, что родители им гордятся. В этом возрасте взрослые сталкиваются с увеличением количества детских игрушек. Чтобы не покупать лишнее и не захламлять детскую теми игрушками, которые надоедят карапузу уже через неделю, следует разделить имеющиеся предметы для игр на две части. Сначала нужно давать крохе первую часть игрушек, которой он будет играть на протяжении недели, а затем вторую. Необходимо учитывать и тот факт, что в этом возрасте карапуз может играть двумя, максимум – тремя игрушками.

Так как ребенок уже начинает активно ползать, в кровати или манеже ему будет тесно. Чтобы кроха развивался, необходимо разрешать ему ползать на ковре среди нескольких любимых игрушек. Пусть ребенок подползает к ним, тренируя таким образом, ползательные навыки. Кроме этого, нужно ежедневно проводить закаливание, массаж и гимнастику.

Следует постараться, чтобы все занятия с шестимесячным карапузом были простыми, полезными и интересными. Не нужно перегружать ребенка длительными развлечениями до тех пор, пока его психика не будет к этому готова.

На данном этапе развития, малышу нужно еще больше заботы и родительского внимания. Если мама с папой хотят, чтобы его жизнь была счастливой и радостной, они должны следить за своими словами и действиями, которые четко впечатываются в детское сознание, оставаясь там на протяжении всей жизни.

Нарушения рефлекторных реакций

Проверка рефлексов является обязательной процедурой для диагностирования правильности развития ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений в проявлении рефлексов у новорожденного, необходимо пройти срочную консультацию у специалиста. Своевременная коррекция дает возможность организму младенца быстро восстановиться и в дальнейшем развиваться без патологий.

Итак, на что же нужно обращать внимание?

Прежде всего, важно помнить, что у новорожденного должны проявляться абсолютно все из перечисленных рефлекторных реакций. У недоношенных, а также младенцев, у которых при рождении была асфиксия или родовая травма, безусловные рефлексы выражены более слабо

Обязательно нужно следить за периодами угасания рудиментарных автоматизмов. Если по истечении обозначенных сроков рефлекторная реакция остается ярко выраженной, это свидетельствует о нарушении деятельности центральной нервной системы.

Также неблагоприятным показателем служит резкое изменение (усиление или ослабление) рефлексов у новорожденного. Это может быть в результате:

  1. нарушения мышечного тонуса, подробнее об этом: гипертонус у новорожденного;
  2. патологии нервной системы;
  3. воспалительных заболеваний;
  4. реакции на лекарственный препарат.

При проверке проявлений рефлексов следует учитывать такие моменты:

  • Незначительное усиление рефлекторных реакций младенца может наблюдаться при повышенной нервной возбудимости;
  • Оральные рефлексы наиболее выражены в период перед кормлением. Когда ребенок сыт, он может проявлять их не так явно;
  • Рефлекторная реакция на раздражитель должна быть одинакова с обеих сторон.

Конечно же, важно обращать внимание на общее состояние младенца. Если при изменениях в проявлении рефлекторной реакции отсутствуют другие неврологические патологии, то это может являться индивидуальной особенностью организма новорожденного и не окажет отрицательного влияния на его дальнейшее развитие

Главное, чтобы врач после осмотра сделал заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме». Такой диагноз означает, что ваш ребенок чувствует себя хорошо и у него со здоровьем все нормально.

  • Икота у новорожденных
  • Синдром внезапной детской смерти
  • Почему ребенок срыгивает после кормления?

Прямо сейчас получите СПРАВОЧНИК питания кормящей мамы, чтобы защитить ребенка от аллергии, коликов и боли в животе.

Узнайте о самых частых заболеваниях грудничка:

Сегментарные автоматизмы (оральные)

Вся группа автоматизмов напрямую связана с сосанием и грудным вскармливанием. Даже если малыш получает жидкую детскую смесь вместо маминого молока, реакция сохраняется и направлена лишь на добычу жидкой пищи.

Сосательный рефлекс

Если дать ребенку грудь, соску, бутылочку или просто ввести палец в ротик на пару сантиметров, то малыш тут же примется сосать. Хорошо развит рефлекс у здоровых и доношенных детей, и позволяет им быть всегда готовыми к приему пищи.
 
Данная реакция является безусловной и сохраняется достаточно долго: первые 2-3 года жизни, что объясняет пропаганду продолжительного грудного вскармливания среди специалистов и педиатров.
 
Бытует мнение, что одной из причин вредных детских привычек, таких как сосание пальца, посторонних предметов (постельное белье, уголки одежды и т.п.) могут быть следствием неудовлетворенного сосательного рефлекса. Если причина действительно в этом, то после 2-3 лет такая вредная привычка пройдет без посторонней помощи.

Рефлекс Куссмауля (поисковый)

У младенцев до 3-4 месяцев можно наблюдать такую картину: если погладить/надавить/потрогать уголки рта, серединку верхней или нижней губы, то ребенок приоткроет ротик и будет тянуться в сторону раздражителя, принимая его за мамин сосок или соску от бутылочки. Особенно выражен, когда ребенок голоден или наступило время кормления.

 
В норме малыш одинаково хорошо реагирует на поглаживания или надавливания с любой стороны.

Хоботковый

При легком ударе пальцами губ ребенка, непроизвольно сокращается круговая мышца рта, вследствие чего грудничок вытягивает губы «трубочкой», опять-таки выражая свою готовность к приему пищи.

(рефлекс Бабкина)

При надавливании на ладонь, малыш сгибает голову и открывает рот. Хорошо выражен с первых дней и наблюдается до 2-3 месяцев, а затем постепенно исчезает.
 

Особенности кожи новорожденного ребенка

Кожа ребенка при рождении покрыта сыровидной смазкой, выделяемой кожными сальными железами. Эта смазка внутриутробно предохраняет кожу от размокания поверхностного слоя, защищает от действия околоплодных вод, а во время родов способствует более легкому прохождению ребенка через родовые пути матери.

Кожа новорожденных очень нежна и тонка, вследствие чего она чрезвычайно ранима. На плечах и верхней части спины кожа покрыта пушком. У недоношенных детей этот пушок гуще и покрывает, кроме того, лоб и щеки.


Пушок на коже новорожденного

Цвет кожи новорожденного

Кожа новорожденного ярко-розового цвета. Ее цвет зависит от того,
что очень близко к поверхностному слою, располагается густая сеть кровеносных
сосудов.

На 2-3-4-й день после рождения ярко-розовый цвет кожи переходит в желтоватый.
Наступает так называемая физиологическая
желтуха. Она наблюдается почти у всех детей. Ничего опасного для ребенка
эта желтуха не представляет, хотя и бывает иногда очень резко выражена. Через
3-4 дня желтуха проходит, и кожа постепенно принимает свою нормальную
бледно-розовую окраску.


Физиологическая желтуха новорожденного

Мышечная и костная система новорожденного

Мышцы у ребенка вначале
развиты слабо. Несмотря на это, мышцы новорожденного находятся в напряженном
сокращенном состоянии. По мере роста ребенка эта напряженность мышц ослабевает,
движения становятся свободными, далее мышцы увеличиваются в объеме и делаются
более упругими при пальпации.

Костная
система ребенка, его скелет, представляет некоторые особенности. Кости у него
мягче и эластичнее, так как в них много хрящевой ткани.

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Какие бывают рефлексы

В нормальной ситуации все рефлексы появляются и исчезают в свое время. Их делят на врожденные (безусловные) и приобретенные (условные). Первые всегда с нами, их потеря означает болезнь. Что касается второй группы, то одни из них с возрастом теряются, другие появляются. Если наличие рефлекса не свойственно данному периоду жизни человека или наблюдается усиление (ослабление) его — это патология, относящаяся к сфере деятельности врача-невропатолога.

Как безусловные, так и условные рефлексы могут носить патологический характер. Приобретенные (условные) рефлексы считаются патологией, если они вызывают неадекватную реакцию на действие простого раздражителя. О патологическом характере врожденных рефлексов говорят, если они не вписываются в неврологический статус данному возрасту или являются несоответствующими с биологической позиции.

В практической деятельности неврологов изучаются разные безусловные патологические рефлексы, говорящие о повреждении связей между головным и спинным мозгом. Чаще всего — это знаки с нижних конечностей. Ответное действие на раздражитель проявляется в разгибании первого пальчика (разгибательные рефлексы) или сгибании всех пальцев стопы (сгибательная группа). Основным патологическим разгибательным рефлексом является рефлекс Бабинского.

Маленькие дети до полугода, не принимающие твердую пищу, бессознательно могут выталкивать предлагаемый им прикорм языком. Так называемый рефлекс «кляпа» позволяет убрать инородный предмет и освободить ротовую полость и дыхательные пути. Постепенно он угасает к полугоду, но не полностью, а в менее выраженном варианте остается на всю жизнь.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий