Гиперактивный ребенок — что делать, как понять

Диета при лечении гиперактивности

Многие родители отмечают улучшение состояния детей при соблюдении безглютеновой диеты. Другим помогает диета с исключением сахарозы и крахмала. Для пациентов с гиперактивностью полезно все, что полезно для мозговых тканей: большое количество белка из мяса, орехов и бобовых, углеводы из овощей и фруктов, жирные сорта рыбы, оливковое масло. Исключите из рациона ребенка сладости и снеки с консервантами и усилителями вкуса, красителями.

Эксперты советуют мамам и папам найти те продукты, к которым у малыша может быть индивидуальная непереносимость. Для этого проводите ротацию продуктов, ведите пищевой дневник. Поочередно исключайте по одному продукту из рациона ребенка и следите за его состоянием.

Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, расскажите о проблеме

Гиперактивным детям нужен особый подход и внимание. Педагоги, работающие с ребенком, должны знать его диагноз и особенности

То же касается родственников и друзей семьи, часто бывающих у вас дома. Гиперактивность — диагноз, который ваш малыш обязательно перерастет, если вы вовремя узнаете о нем и обеспечите ребенку правильный уход и помощь. В нем нет ничего страшного, в основном взрослые люди, страдавшие от сдвг в детстве, забывают о своем состоянии и живут так же, как все здоровые мужчины и женщины. Есть вероятность, что уже через год-два правильного лечения вы избавитесь от любых проявлений гиперактивности.

Тяжесть авторитета и родительская доверчивость

Шура рассказала, что в детском саду по совету психолога воспитательница стала проводить некие специальные занятия, направленные на то, чтобы понять, какой уровень развития у детей в группе, у кого есть нарушения или отклонения. Маше, обычно спокойной и послушной девочке, так понравилась новая игра, что она заигралась, разбаловалась и никак не могла успокоиться.

Молоденькая выпускница психфака, имеющая лишь теоретические познания в сложной науке о поведении человека, быстро записала все «симптомы», которые увидела по результатам игры. И нацарапала рекомендации родителям: у кого гиперактивный ребенок, лечение у психиатра; у кого заметила задержки в развитии — у невропатолога и так далее.

Эмоциональная, заботливая, склонная к паникерству анально-зрительная Шурочка, рассказав мне эту историю, уже и сама согласилась с тем, что можно было не принимать близко к сердцу слова новоиспеченного психолога и не таскать ребенка по врачам.

Мне же было интересно, что произошло на приеме у невропатолога и как Маша из «гиперактивной» превратилась в «отстающую в развитии».

В очереди они просидели около 2,5 часов (и это в середине дня, после садика), в коридоре было душно, народу тьма. Девочка устала, начала капризничать, а на приеме у доктора замкнулась и нехотя отвечала на его вопросы. Врач сделал вывод, что перед ним скорее не очень развитый, нежели гиперактивный ребенок. Комаровский (известный разумным подходом к воспитанию и лечению детей педиатр) не раз упоминал в своих книгах и передачах о том, что: во-первых, уставший ребенок кому угодно может показаться больным; во-вторых, многие врачи предпочитают хоть что-то да «найти», даже если никакого заболевания у ребенка нет. Видимо, это был тот самый случай…

Рассказав о своих злоключениях, Шура успокоилась и поняла, что никакой гиперактивности или ЗПР у ее Маши нет. И прежде, чем слепо доверять невидимому авторитету врачей-психологов, нужно попробовать спокойно разобраться в ситуации без участия людей в белых халатах.

Диагноз гиперактивный ребенок: что делать?

Недавно моей подруге Шуре пришлось испытать сильный стресс: воспитательница детского сада, в который подруга водит свою дочь, сказала ей, что им стоит показать малышку детскому психиатру, так как есть подозрение на гиперактивность.

Шурочка, услыхав такое, в шоке позвонила мне (зная, что я в последние годы увлекаюсь психологией): «Кто такой гиперактивный ребенок? Что делать теперь? Куда бежать?»

Все это мне показалось странным: я хорошо знаю Машу. Это спокойная, рассудительная не по годам малышка, в меру подвижная и активная. В общем, нормальный, а не гиперактивный ребенок.

Но мама была уже напугана и звонила мне, чтобы узнать, к какому врачу ей вести Машу. Уверенная в том, что воспитательница сделала поспешные выводы, ради спокойствия подруги я посоветовала ей сходить к нашему невропатологу, у которого мы благополучно проходили все медосмотры. «А потом?». А потом — куда он скажет. Про себя я была уверена, что просто домой.

Что ж, по возвращению Шуры с Машей домой пришла очередь удивляться мне: невропатолог поставил девочке диагноз… «задержка психомоторного развития».

Встретившись с подругой, я попросила ее успокоиться и рассказать мне все по порядку: с чего воспитательница взяла, что Маша — гиперактивный ребенок, и что случилось на приеме у врача.

Что такое гиперактивность

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада. С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз

Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Гиперактивность — проблема современных детей

Сейчас все чаще можно услышать жалобы родителей и учителей на тот факт, что дети стали гиперактивными, их невозможно успокоить и заставить что-то делать, а «раньше такого не было». То есть имеются наблюдения: прошлые поколения детей не были настолько активными, возбудимыми, неуправляемыми. В итоге данный синдром гиперактивности создает множество проблем: психологических, физиологических. Гиперактивность мешает умственному развитию ребенка, формированию его характера, негативно сказывается на его здоровье.

Чем так неприятна, опасна гиперактивность

Гиперактивные дети могут замыкаться в себе, уклоняться от контактов с родителями, либо, наоборот, могут становиться чрезмерно общительными. Малыш или ребенок школьного возраста, который непослушен и слишком подвижен, с большим трудом поддается воспитанию. Дети не слушают, что им говорят, не воспринимают замечания, даже похвала им бывает безразлична. В итоге утрачивается важная обратная связь с родителями и учителями.

К сожалению, при гиперактивности также наблюдаются и вспышки немотивированной агрессии, которая проявляется на уровне слепых инстинктов. При этом ребенок упрямый, очень своенравный, он невнимателен.

Некоторые дети с таким синдромом начинают выстраивать стену между своим миром и взрослыми. Они активны, но при этом психологически закрыты. Их отличает страх перед общением со старшими, закомплексованность.

Бесспорно, практически все сопутствующие признаки поведения существенно усложняют процесс воспитания ребенка, а иногда и просто делают невозможным общение с ним. Это серьезная проблема.

Как проверить гиперактивный ребёнок или нет?

Как проверить гиперактивный ребёнок или нет? Этот вопрос вызывает немало споров между родителями и докторами. Родные до последнего не желают верить, что у их чада СДВГ, возлагая всю ответственность на яркий темперамент и особенности характера. Тем самым оттягивая такое необходимое лечение. А ведь в младшем возрасте с этим психоэмоциональным расстройством справиться намного проще. Так, когда же стоит бить тревогу и как узнать, что ваш ребёнок на самом деле гиперактивный?

СДВГ – это особое состояние головного мозга и центральной нервной системы, в котором клетки очень активно создают нервные импульсы

Вследствие этого малыш просто физически не способен усидеть на месте, сосредотачивать внимание на одном объекте, самостоятельно успокаиваться и засыпать

Симптомы…

Такие детки зачастую обгоняют своих сверстников в физическом развитии. Они начинают быстрей ползать и ходить. Это, конечно, не может не умилять родственников и маму с папой, но нередко такое стремительное развитие приводит к постоянным падениям, ушибам и ссадинам.
Не могут спокойно уснуть, а чувствуя усталость, начинают капризничать. Они будто переходят в ещё более активную фазу бодрствования. У них повышается плаксивость, возбудимость и агрессия. И только мать после долгих укачиваний в состоянии уложить кроху спать.
Кстати, спят такие чадушки крайне мало даже в свои первые месяцы жизни. Когда их сверстники отдыхают, они могут по 3- 4 часа плакать и канючить.
У крохи наблюдается крайне чуткий сон. Его может разбудить еле слышный шорох или скрип двери. Причём укачать его повторно будет непросто.
Непоседу приводит в полный восторг скопление людей, громогласная музыка, новая обстановка. При этом, чем большем вокруг круг него народу, тем капризней и неуправляемей он будет становиться.
Даже в самом раннем возрасте будет заметно, что кроха совершенно не умеет концентрироваться. Его, как и любого другого малютку легко увлечь интересной новой игрушкой

Но как бы она ни была хороша через несколько минут он опять начнёт переключать внимание с одного предмета на другой ни на каком из них, не концентрируя внимания более чем 2– 3 минут.
Такая малышня очень привязана к своей матери. Чадо не приемлет, чтобы кто-то, кроме него, трогал или разговаривал с мамой

А если мать решит поиграть с каким-то малюткой, то это непременно закончится истерикой и потасовкой. А также стоит отметить что, несмотря на любовь к скопищу людей кроха неохотно идёт к кому-то на руки и всегда прячется за мамой.

Мы описали лишь самые яркие признаки деток с синдромом дефицита внимания. Но чтобы зря не переживать и не ошибиться ниже описано поведение здорового малыша в подобных ситуациях:

  1. Здоровый активный малышок тоже не прочь побегать и попрыгать. Но, исчерпав запас энергии, он обязательно придёт отдохнуть на любимом диванчике, спокойно станет смотреть мультик или просто уснёт.
  2. Проблем со сном не наблюдается. Исключением может служить только прорезывания зубчиков. А в старшем возрасте ребёнок может капризничать, если прохворал.
  3. Ночной сон глубокий. Даже если маленький проснулся, заснуть обратно для него не составит никакого труда.
  4. Крошка с раннего возраста обладает чувством самосохранения и опасается высоты и опасных мест.
  5. Понимает слово «нельзя». И даже самый своевольный ребятёнок прислушивается к взрослому, если тот немного повысит тембр голоса.
  6. Все ребятишки время от времени капризничают. Но здоровых карапузов легко отвлечь от капризов? показав новый предмет или приласкав.
  7. Они дружелюбно настроены к другим людям. Спокойно играют на детской площадке. Пускай и после уговоров, но всё же делятся игрушками.

В любом случае как узнать, что ребёнок гиперактивный не составит труда для внимательных и любящих родителей. Но, помните, что самолечение категорически запрещено, а диагноза СДВГ имеет право поставить только врач невропатолог.

Признаки гиперактивности

Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:

  • Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
  • Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом впадет в истерику. Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
  • С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.

  • Еще одно проявление сдвг — чуткий сон. Ребенок просыпается от каждого шороха, вздрагивает от любого незначительного шума. Уложить его спать обратно очень сложно, приходится подолгу укачивать и носить на руках
  • Смена обстановки, гости, новые лица — все это для гиперактивного ребенка настоящее испытание. Он тяжело выдерживает такой активный образ жизни мамы, может впадать в истерики от большого количества впечатлений, долго восстанавливается и приходит в себя после полного эмоций дня. От бурного восторга он переходит в долгому плачу, затем засыпает в изнеможении от слез. Чем больше людей в помещении, тем больше устает ребенок.
  • Симптомом СДВГ, то есть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является сильная привязанность к маме. Малыш боится других взрослых, не идет на контакт, прячется за мать. Такие дети ревнуют маму к чужим и каждый конфликт превращают в истерику.
  • Девочка или мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не может долго заниматься чем-то одним. Любая игрушка быстро надоедает, малыш то берет одно и бросает, то принимается за другое и тоже бросает.
  • Частая смена настроения — важный симптом СДВГ. Только что ребенок смеялся, а теперь уже кричит и крушит все от злости. Если это происходит часто, стоит сводить его на осмотр к невропатологу.
  • Не только импульсивность и раздражительность сигнализируют о проблемах нервной системы. Если ребенок часто уплывает куда-то в мечтах, задумывается и не слышит, что к нему обращаются и не обращает внимания на то, что происходит вокруг, — это тоже повод задать вопрос неврологу.
  • СДВГ часто сопровождается депрессивным настроением ребенка, страхами. Вы можете заметить, что малыш стал замкнут, выглядит грустным и усталым. Он как будто потерял интерес к играм и увлечениям. Страхи могут сделать ребенка излишне обидчивым и тревожным.
  • Гиперактивные дети часто дергают руками и ногами, ерзают на стуле, когда нужно сидеть тихо. Стоя в очереди для игры они могут подпрыгивать от нетерпения. Если поиграть с таким малышом в викторину, есть вероятность, что он выкрикнет ответ еще до того, как вы произнесете полностью вопрос.
  • Потеря вещей, ошибки из-за невнимательности, переключение на вещи, не относящиеся к делу, — вечные спутники пациентов с диагнозом сдвг.

Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».

Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы .

Игры на внимание

С целью развития внимания гиперактивного ребенка можно использовать игры (в зависимости от возраста):

  1. Малыша просите повторять ваши движения.
  2. Детям постарше можно давать задание с нахождением конкретной буквы (цифры) в тексте. Рекомендуется добавить элемент конкурса, игры. Например, при проигрыше прокукарекать.
  3. Школьникам рекомендуется давать задание на расположение цифр, например, согласно возрастанию. Или дать заполненное поле и попросить соединить цифры, согласно определенному критерию.
  4. Составление слов из слов, то есть поиск в одном другого, например, «самокат» – «скат». Подойдет взрослым деткам.

Не забывайте учитывать возраст ребенка. Задание должно быть интересно и понятно.

Поиск отличий на картинках или в помещении, игры на скорость реакций, «снежный ком», «Сломанный телефон», «Хлопок – слово» (ребенок хлопает, когда слышит оговоренную заранее категорию среди произносимых взрослым слов, например, «растения») тоже помогут в корректировке гиперактивности. Таким образом, мы снова пришли к единому выводу – занимайтесь со своим ребенком.

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
Быстрым переключением внимания

Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.

Предрасположенность к синдрому

Нужно знать все ключевые факторы риска, чтобы понять, есть ли у конкретного ребенка предрасположенность к развитию синдрома гиперактивности. Так, специалисты отмечают, что СДВГ развивается достаточно часто именно у тех детей, чьи родители сами в детстве страдали от данного синдрома, либо просто обладали холерическим, неустойчивым характером.

Известно также, что ребенок во многом копирует поведение взрослых. Если родители чрезмерно эмоционально возбудимы, темпераментны, дети тоже могут начать повторять их поведение, но только при этом все утрировать. Не стоит забывать и о прямой генетической предрасположенности.

Перечислим еще несколько факторов риска для развития СДВГ:

  • конфликтная ситуация в семье;
  • затяжные, стремительные роды;
  • беременность недоношена;
  • есть много заболеваний, наблюдается заторможенность физического развития;

  • есть все признаки диктаторства родителей, воспитание чрезмерно жесткое;
  • была асфиксия еще в утробе матери;
  • беременность протекала тяжело, с периодами острого токсикоза;
  • родители разводились и разъезжались.

Безусловно, здесь можно легко определить два основных направления факторов риска: это физиологическое и психологическое. И большое значение тут имеет именно психологический, эмоциональный климат в семье. Для правильного воспитания также очень важна атмосфера доверия, заботы и любви. А сам процесс воспитания не должен превращаться в своеобразную дрессировку, не должно быть «тоталитарного» принципа подавления, личность ребенка необходимо уважать. Если к этому не стремиться, все плохое в поведении ребенка только укоренится.

Гиперактивный ребенок. Что делать? Взгляд медиков

Сначала немного терминов.  Итак, гиперактивность — это состояние, при котором активность и возбудимость  ребенка превышает норму. Если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность считается психическим расстройством.

Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.

Откуда берется гиперактивность?

Причинами гиперактивности у детей  могут быть перенесенные  ими инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды, плохое или неправильное питание или  наследственность.

Если доверять статистике, то в 4 раза чаще  гиперактивность встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются  намного крупнее девочек, и  у них позже созревает мозг. Соответственно, увеличивается вероятность получения внутриутробных и родовых травм.

Как определить, что ребенок гиперактивен?

Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Если в семье гиперактивный ребенок, что делать — родители не знают, но и не спешат обращаться со своей проблемой к компетентным врачам, надеясь, что это возрастные изменения, и к школе все пройдет.

Да и вообще, многие мамы и папы не считают, что с гиперактивным ребенком надо что-то делать,  и начинают обращаться к врачам, когда ребенку исполняется   8—10 лет.

В этом возрасте  дети начинают посещать школу, различные кружки, секции, у ребенка появляются обязанности и дома, которые  начинают требовать самостоятельности и сосредоточенности.  И  огромным снежным комом начинают сыпаться на родителей не только жалобы на  их ребенка, но и возникшие  непредвиденные нарушения  в его здоровье, помимо поведения. Среди них  тревожный сон, энурез, нарушения речи, обмороки и сердечные приступы.

Чаще всего гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.

Как ведет себя гиперактивный ребенок с дефицитом внимания:

не может надолго сосредоточиться на предмете, деталях;
не может сохранять внимание, например, не в состоянии выполнить задание до конца;
не слушает, когда к нему обращаются;
часто переключается с одного занятия на другое;
избегает или не любит задачи, требующие длительного умственного напряжения;
часто теряет вещи;
легко отвлекается.

Импульсивность также является верным спутником гиперактивности у ребенка.  Что значит импульсивный?

  • совершает интенсивные движения руками и ногами, ерзает на стуле;
  • часто и резко соскакивает с места, начинает бегать;
  • не может участвовать в спокойном досуге;
  • ведет себя «как заведенный»;
  • выкрикивает с места, мешает другим детям во время занятий;
  • не способен ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.;
  • вмешивается в разговоры или деятельность других;
  • часто задирает и обижает других детей.

Итак, с помощью пояснений женского сайта «Красивая и Успешная» вы определили, что у вас именно гиперактивный ребенок.  Что делать с гиперактивным ребенком?

Для начала, уважаемые родители, не будем сеять панику.   Каждый ребенок индивидуален.  И гиперактивные дети талантливы не менее,  чем  другие дети, среди них много умных и успешных звезд, ученых, знаменитостей, достигших немалых высот.

Но все же, если вы стали замечать, что ваш ребенок гиперактивный, то что делать с таким его поведением, должен подсказать врач. Обратиться к специалисту желательно как можно раньше — в  возрасте 2-3 лет.

Полное название диагноза, который может поставить вашему ребенку  только педиатр-невролог, – это синдром де­фицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Если ваш ребенок действительно гиперактивный, то что делать – подскажет специалист. В большинстве случаев он назначает профилактическое лечение.

Это посещение массажиста, детского психолога, прием успокоительных средств,  в основном трав, витаминов, а также консультирование родителей. Обсуждаются специальные занятия с ребенком, соблюдение полноценного питания и режима.

Если вы все это выполняете, поведение и самочувствие ребенка  нормализуется.

Но в то же время проблему «что делать с гиперактивным ребенком» нельзя  просто задвинуть в угол. Если на  гиперактивного ребенка не обращать должного внимания, то впоследствии  возможно развитие депрессии, комплексы и расстройства.

Причины развития патологии

Чаще всего сбои работы мозга закладываются внутриутробно. К гиперактивности могут привести:

  • нахождение матки в тонусе (угроза прерывания беременности);
  • гипоксия;
  • курение или неправильное питание матери во время беременности;
  • постоянные стрессы, испытываемые женщиной.

Иногда патология возникает из-за нарушения процесса родов:

  • стремительность;
  • затяжной период схваток или потуг;
  • применение препаратов для стимуляции;
  • роды до 38 недель.

Реже всего появляется синдром гиперактивности из-за других причин, не связанных с процессом рождения малыша:

  • заболевания нервной системы;
  • семейные проблемы (конфликты, напряженные отношения между мамой и папой);
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • отравление химикатами;
  • нарушение рациона.

Перечисленные причины являются факторами риска. Не обязательно в процессе стремительных родов появляется на свет малыш с этим синдромом. Если беременная мать постоянно нервничала, часто лежала на сохранении из-за гипертонуса матки или маловодия, то риск СДВГ возрастает.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий