Как научить ребенка вставать на четвереньки

Учим ребенка ходить самостоятельно

Если ребенку уже около года, он крепенький, здоровый, давно и хорошо ползает, встает и стоит лишь при незначительном использовании опоры, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью надо на несколько секунд оставлять его без поддержки и внимательно следить, чтобы он не упал.

Родителей обычно интересует, можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки. Водить можно, но не ранее, чем он научится уверенно стоять с поддержкой. Следите за тем, чтобы, когда вы водите ребенка, он не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимое при ходьбе без опоры.

Даже еще не умея самостоятельно ходить, ребенок идет с большим или меньшим удовольствием в зависимости от того, куда вы его ведете. Вы идете с ним в соседнюю комнату, он активно переступает, поворачиваете обратно – сопротивляется, не идет.

Если малыш свободно ходит, лишь слегка придерживаясь, а тем более отпускает опору и делает один-два шага самостоятельно, он уже скоро станет ходить без опоры. Некоторые малыши не уверены в себе и не могут ходить самостоятельно лишь по этой причине. Помогите ему обрести уверенность, подзывайте к себе на расстоянии в 2 его шага, потом в 3 и более, если ребенок покачнется, теряя равновесие, надо мягким движением его подхватить, но не вскрикивать и не делать резких движений, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.

Для того чтобы стимулировать желание ребенка ходить, должен существовать этот самый стимул. Например, ребенок хочет достать какую-то игрушку, но не может, потому что для этого ему надо оторваться от опоры и пройти несколько шагов. Окружите малыша интересными предметами и игрушками, пусть стремится их достать, потрогать, исследовать.

К концу года ребенок осваивает и некоторые другие движения: он присаживается и сидит на корточках, а затем уверенно встает; наклоняется, чтобы поднять с пола игрушку, и, взяв ее, выпрямляется и несет; влезает на невысокие предметы и слезает с них. Ребенок понимает названия почти всех движений и по просьбе взрослых может выполнить их.

Почему ребенок опаздывает в развитии и начинает ходить поздно?

Но вот вы уже отпраздновали первый маленький юбилей ребенка, прошло еще полгода, а малыш так и не делает попыток вставать или ходить. В этом случае вам непременно надо проконсультироваться с доктором и пройти полное обследование.

Как правило, свои заключение должны дать: педиатр, ортопед, невролог, хирург и психолог. Возможно, понадобится консультация и других специалистов.

Иногда выясняется, что никаких серьезных проблем или патологий у ребенка нет. Просто он, будучи вполне здоровым, совершенно не хочет ходить.

Такое состояние может быть вызвано следующими причинами:

  • у малыша очень слабые и неразвитые мышцы;
  • критически низкий вес, причиной которого является неправильное или неполноценное питание, дефицит в организме витаминов и жизненно важных веществ;
  • лишний вес — обратная сторона медали;
  • ребенок родился недоношенным;
  • с крохой никто не занимается, у него отсутствует мотивация и стимулы для освоения нового навыка;
  • ребенок постоянно пребывает в замкнутом пространстве (манеж) или его держат только в ходунках;
  • стресс или нервное потрясение — ни один ребенок не станет делать первые шаги, если не будет чувствовать себя в безопасности;
  • малыш уже пробовал вставать или ходить, но произошло что-то негативное, что его сильно испугало, к примеру, он упал и получил травму, на него кричали и т. д.

К слову, сами родители могут быть причиной задержки развития своего ребенка, излишне его опекая или демонстрируя пример неправильного поведения.

Эти причины не являются опасными, ведь их можно решить достаточно быстро и просто. Гораздо хуже, если проблема будет заключаться в какой-либо патологии или аномалии развития, вызывающей задержку.

Это могут быть и всевозможные врожденные или приобретенные заболевания, и последствия тяжелой беременности или родов, и серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, и нарушения неврологического характера. В таком случае потребуется полноценное лечение и целый комплекс дополнительных мер и действий.

Последствия задержки

Если ваш ребенок полностью здоров, но не начал ходить в положенный срок, не стоит паниковать. Он обязательно пойдет, когда будет к этому готов. Просто постарайтесь исключить все возможные факторы задержки и занимайтесь с малышом, развивайте его, мотивируйте, помогайте ему всеми доступными методами.

Педиатры также отмечают, что иногда детям бывает сложно осваивать два навыка сразу, к примеру, ребенок может позднее пойти, потому что как раз в это же время у него интенсивно развивается речь, а значит, он раньше заговорит.

Разумеется, если причина задержки развития все же в патологии или заболевании, то может быть отставание и при освоении других навыков.

Готовность к ползанию в разном возрасте

Часто родители начинают беспокоиться, что их малыш не ползает в 5,6,7 месяцев. Это особенно расстраивает, если знакомые сверстники уже овладели навыком. Не стоит торопить малыша. Наверное, он уже пытается это делать, но нужно создать ему соответствующие условия, помочь овладеть подготовительными навыками, укрепить мышцы тела, а дальше он справится самостоятельно.

В 5 месяцев ребенок старается переворачиваться на животик и ползти. Иногда бывает, что ползти получается сначала назад, а потом вперед. Если кроха ползет на животе, то можно помочь ему научиться вставать на четвереньки.

В случае, когда ребенок не научился переворачиваться на животик, необходимо сначала помочь ему освоить это умение. Повернуть малыша на бочок, и завлекать игрушками, чтобы он сам перевернулся, потянувшись за ними.

В 6 месяцев ребенок уже освоит переворот на животик. Продолжаем обучать его перевороту с животика на спинку, вставать на четвереньки, поднимать туловище из положения «лежа на животе», тянуться за игрушками. Для укрепления мышц спинки, пресса, рук и ног выполняют специальную гимнастику, можно на фитболе. Помогут массаж и плаванье.

К 7 или 8 месяцам дети чаще всего уже самостоятельно начинают пытаться ползать. Иногда, прежде чем научиться передвигаться на четвереньках, малыши проходят такие этапы:

  • Подтягиваясь только руками, ползут на животе;
  • Ползут по-пластунски, работая руками и ногами, но, не отрывая живот от пола;
  • Бывает, что малыш поднимает попу и ползет на выпрямленных ногах;
  • Ползают на четвереньках.

В 8-9 месяцев дети обычно уже научились ползать, начинают вставать у опоры, умеют садиться самостоятельно. Иногда ребенок учится ползти после того, как научился вставать и садиться. После этого ему легче стать на четвереньки.

Если к 10 месяца малыш не ползает, не садится и не пытается встать, то следует проконсультироваться с врачом.

Упражнения

Мамам следует быть очень внимательными, когда малыш начинает ползать. Если в возрасте 6 месяцев ребенок пока еще не предпринимал подобные попытки, следует подтолкнуть его к этому и помочь. Здесь помогут специальные упражнения.

Итак, как научить ребенка ползать

Возможно, у крохи для ползания еще недостаточно развиты мышцы. Будет хорошим решением укрепить их. Для этого можно сгибать руки в кистях и локтях, а также разводить их в стороны.
Если у малыша нет серьезных нарушений, его мышцы и кости развиваются нормально, можно сделать следующее упражнение: положить кроху на животик, пытаясь обеспечить ему опору на ручки

Затем ножки осторожно приподнимают. В такой ситуации он будет непроизвольно пытаться “пойти” вперед ручками.
Можно в такой же позиции показать ребенку игрушку, которая будет находиться выше уровня его лица

Игрушку можно чуть передвигать назад, побуждая чадо ползти к ней.
Когда у грудничка слабые мышцы спины и живота, врачи советуют проводить с ним занятия на гимнастическом мяче.
Иногда ребенок может хорошо стоять на четвереньках. Но сколько бы он ни предпринимал попыток, ползти у него не получается. В этой ситуации родителям точно не стоит беспокоиться. Необходимо лишь помочь своему чаду. Для этого мягкую маленькую подушку осторожно сворачивают в валик и подкладывают под локти ребенка. Затем валик осторожно двигают вперед, побуждая малыша передвигаться вслед за ним. В таком положении он будет сам непроизвольно двигать ножками, пытаясь ползти.
В некоторых ситуациях дети даже не могут стоять на четвереньках
При этом неважно, сколько им месяцев. Помочь здесь можно с помощью все того же валика
Однако здесь его подкладывают под животик и грудь младенца. Обычно дети хотят опереться на ножки, поэтому предпринимают попытки к передвижению на четвереньках.
Еще одно упражнение рекомендуется выполнять с помощью сразу двух взрослых. Заключается оно в следующем. Один из родителей будет работать с ручками малыша, а другой – с ножками. Ребенка ставят на пол и кладут перед ним мяч или небольшую мягкую игрушку. Это его отвлечет, а родители тем временем будут прививать ему полезный навык: продвигать вперед правую ручку, а за ней – ножку. Потом также нужно работать и с другими рукой и ногой.

При этом важно развивать навык не только ползания, но и умения крепко держать игрушку. Для этого можно держать игрушку чуть выше лица ребенка

Ему станет интересно, и он тут же попытается схватить интересный предмет. Такое упражнение можно делать еще в кроватке, неважно, сколько месяцев малышу. В будущем это поможет ему передвигаться на четвереньках.

Если упражнения не помогают, необходимо обратиться к врачу. Возможно, он подберет индивидуальный комплекс занятий или же посоветует обследоваться. Иногда хорошо помогают специальный массаж, плавание, гимнастика.

Если у грудничка долго не получается ползти, не стоит сильно расстраиваться. В некоторых ситуациях дети потом сразу начинают ходить. Сколько бы месяцев ему ни было, такая подготовка очень полезна, поскольку поможет ребенку в дальнейшем чувствовать себя гораздо увереннее при ходьбе и сидении.

Зачем ребенку стоять на четвереньках

Осваивать с малышом навыки стоять и ползать на четвереньках – хлопотное занятие. Намного проще научить его сидеть: обложили подушками, и можно заниматься своими делами. Если вы придерживаетесь такого мнения, не удивляйтесь, когда через несколько лет у ребенка будут проблемы с осанкой. Подъем в вертикальное положение должен проходить по заложенной природой схеме, здесь важен каждый этап, и, не освоив одно умение, нельзя переходить к следующему.

Новорожденного выложили на животик, он пытается приподнять головку – формируется шейный изгиб позвоночника. Начинает переворачиваться на бочок, а потом со спинки на живот – развиваются мышцы и координация движений, необходимые для следующего этапа. Грудничок научился ползать, и бегает на четвереньках, что не каждый взрослый его догонит – позвоночник готов осваивать сидячее положение, а мышцы ног достаточно окрепли, чтобы стоять и делать первые шаги без опоры. Когда тело малыша будет находиться в вертикальном положении, сформируется поясничный изгиб, и позвоночник примет правильную форму.

Существует мнение, что дети, которые так и не научились ползать, раньше начинают ходить. Это легко объяснить: у «ползунков» нет стимула шагать вертикально, они и без этого легко достигают места, куда хотели попасть. Не завидуйте подруге, у которой малыш так и не освоил четвереньки, зато пошел в 10 месяцев, а ваш и в год боится оторваться от опоры. Не проведет он всю жизнь на четырех конечностях, очень скоро научится и стоять без поддержки, и ходить, и бегать. Зато ваш ребенок ничего не пропустил, поочередно прошел все этапы, и его двигательная система развивалась соразмерно.

В чем смысл данной позиции

Развитие детей происходит индивидуально. Кто-то уже в 6 – 7 месяцев пытается стоять самостоятельно, а кто-то к этому возрасту не пытается даже ползать. Как правило, интерес к данному занятию дети начинают проявлять по достижении 6 – 7 месячного возраста.

Естественно, техники ползанья в исполнении детей бывают всевозможные, поэтому и подходить к их обучению стоит индивидуально.

Обучение ребенка стоянию на четвереньках, ползанью проводится для того, чтобы в дальнейшем он научился стоять. Стоит учесть и то, что не все дети прежде, нежели пойти начинают ползать.

Поэтому не ползающие малыши начинают ходить в более раннем возрасте, нежели те, которые освоили навыки ползанья. Во втором случае малыш не видит необходимости осваивать новые навыки, ведь он прекрасно обходится без них, перемещаясь по необходимой траектории и доставая желаемые предметы.

Но, в случае всяческих попыток поползти необходимо помочь ребенку быстрее разобраться и освоить новый для него навык.

Для того чтобы упражнения, направленные на обучение малыша вставать на четвереньки, давали максимальный результат необходимо позаботиться о том, чтобы они проводились в комфортных для ребенка условиях:

  • Перед тем как приступить к выполнению упражнений помещение необходимо проветрить.

  • Подготовить необходимо и рабочее место, которое должно быть твердым. В идеальном варианте тренировка может происходить на полу, устеленном одеялом.
  • При выборе одежды малышу необходимо отдать предпочтение свободной, не сковывающей движений. Если температурный режим в помещении позволяет раздеть ребенка, этой возможностью стоит непременно воспользоваться.
  • Во время тренировки малыш обязательно должен пребывать в хорошем настроении, которое позволит получить максимальный результат. Если же он капризный, не проявляет интереса к происходящему, то от этой затеи на данный момент стоит отказаться.

Как помочь малышу встать на четвереньки

Когда дети начали ползать по-пластунски, расставляйте по комнате различные препятствия в виде мягких игрушек или подушек. Сядьте в другом конце комнаты и мотивируйте его к ползанию с помощью интересной вещи или зовите к себе. Преодоление препятствий научит малыша скорее ползать на четвереньках. Кроме того, это развивает выносливость, моторику и зрительные навыки, расширяет кругозор.

Вы также можете использовать следующие полезные упражнения и советы:

  • Когда грудничок лежит на животе, расставьте вокруг интересные яркие игрушки или предметы. Детки будут стараться подползти и достать заветную вещь. Если игрушка не вызывает интереса, сначала дайте потрогать ее малышу, а затем отодвиньте и оставьте на некотором расстоянии от крохи;
  • Выкладывайте ребенка на твердую поверхность животиком вниз. Подвесьте над ним игрушку или интересный предмет. Он будет тянуться одной рукой к вещи и стараться приподниматься на другой;
  • Уже к 6-7 месяцам кроха начнет приподниматься на одной, а затем и на двух руках. Уже после месяца с малышом можно начинать проводить гимнастику и легкий массаж. Это обеспечит гармоничное полноценное физическое, психическое и эмоциональное развитие грудничка;
  • Упражнения на фитболе – универсальные занятия, которые подойдут каждому малышу. Обычные покачивания на мяче прекрасно укрепляют мышцы живота и спины, окажут положительное воздействие на физическое развитие младенца;
  • Покажите малышу, как вставать и ползать на четвереньках на собственном примере или примере другого ребенка, который уже умеет ползать;

Полотенце, которое лежит под малышом, можно осторожно приподнять за оба конца так, чтобы он мог передвигаться, но при этом не чувствовал тяжести веса. Это поможет преодолеть силу притяжения;
Подложите под малыша, который лежит на животе, маленькую подушку или валик

Покачайте кроху на валике так, чтобы он делал упор то на ноги, то на руки;
Очень полезное упражнение, когда один человек располагается перед ребенком, берет правую руку младенца и перемещает вперед, в это же время второй перемещает вперед правую ногу. Затем, наоборот;
Когда ребенок, лежит на животе, сядьте рядом с ним и вытяните одну ногу. Малыша кладут поперек так, чтобы он стоял над ногой на четвереньках;
Когда кроха лежит на животике, положите под грудь свернутое одеяло или махровое полотенце. Рядом разложите игрушки или яркие вещи. Это упражнение научит младенца действовать сразу обеими руками. Кроме того оно развивает вестибулярный аппарат и координацию движений.

Выбирайте свободную одежду, которая не стеснит движения и позволит без проблем ползать малышу. Не используйте манеж и ходунки, так как это замедляет развитие малыша, сильно ограничивает пространство и кругозор.

Создайте комфортные и безопасные условия, освободите как можно больше пространства. Застелите полы пледом или ковром, уберите опасные предметы, закройте мебельные углы. Поверхность, на которую выкладывают или усаживают ребенка, должна быть средней твердости, ровная, гладкая и теплая. В любом случае не оставляйте грудничка одного без присмотра!

Как помочь ребёнку сделать первый шаг и начать ходить уверенно

Невозможно заставить детей пойти к определённому сроку. Ходьба при всей её кажущейся простоте очень сложный и энергозатратный процесс: чего стоит только удерживать равновесие на одной ноге в тот момент, когда другая делает шаг. Организм ребёнка должен созреть для этого этапа. Но вы можете помочь . Правда, приступать придётся задолго до первого шага.

Что делать в 2 месяца

Примерно в этом возрасте младенцы впервые пробуют перевернуться. Поощряйте это движение. Чаще выкладывайте ребёнка в мягкое безопасное пространство, заполненное яркими игрушками, — чтобы хотелось на них взглянуть и, возможно, достать.

Следите за тем, чтобы дети больше времени проводили на животе. Попытки поднять голову и рассмотреть окружающий мир укрепляют мышцы спины и шеи, которые играют важную роль в поддержке равновесия во время ходьбы.

Что делать в 4–6 месяцев

Тот период, когда ребёнок учится садиться и, возможно, ползать. Предоставьте место для исследования мира: пусть дети больше времени проводят не в кроватке или манеже, а на полу — расстелите несколько одеял и выложите игрушки. Попытка достать предметы — отличная тренировка для маленьких мускулов.

Что делать в 6–8 месяцев

Ребёнок уже уверенно сидит, а то и ползает. Давайте ему задачки на динамику: например, катайте по полу яркий мячик, чтобы хотелось его поймать. Такая охота за мячиком тренирует вестибулярный аппарат и координацию.

Ещё одно упражнение, имеющее ту же цель, выглядит так: высаживайте ребёнка спиной к себе и осторожно покачивайте

Что делать в возрасте около 8 месяцев

По мере того, как дети становятся всё сильнее и любопытнее, они стремятся оторваться от привычного пола. Например, достать игрушку, притаившуюся на диване. Или попробовать залезть на маму (папу), придерживаясь руками за брюки или халат.

Поощряйте эти движения. Специально выкладывайте любимых медвежат на видное место. Или, когда ребёнок сидит, призывно тяните к нему руки с высоты собственного роста, не наклоняясь, чтобы побудить его потянуться к вам.

В этот период хорошо бы купить стационарный игровой центр, с которым можно играть, только поднявшись на ноги. Это стимулирует детей больше времени проводить стоя.

Что делать в 9–10 месяцев

Учите ребёнка стоять без опоры. Хотя бы пару секунд. Для этого в то время, когда он за что‑то держится, предложите взять любимую или новую игрушку. Это заставит его оторвать руки от опоры.

Несколько более продвинутое упражнение: помогите ребёнку встать на ноги, а затем дайте в качестве опоры пластмассовую палочку

Осторожно перемещайте предмет — малыш начнёт шагать за ним. Роль палочки может выполнять и коляска: на прогулке ставьте рядом, позволяйте ухватиться за каркас и медленно двигайтесь вперёд

Также хорошим тренажёром станут тяжёлые устойчивые игрушки на колёсах (игрушечные газонокосилки, тележки): толкая их перед собой, дети учатся совершать шаг за шагом.

Что делать в 10 месяцев и старше

В этом возрасте многие дети уже умеют ходить. Но нередко их пугает большое открытое пространство вокруг. Убедитесь, что у ребёнка есть возможность передвигаться «по стеночке» — то есть максимум за шаг‑два переходить от одной опоры к другой. Это создаст ощущение безопасности.

Чтобы заставить детей выйти на открытое пространство, можно использовать обычный гимнастический обруч. Накиньте его на ребёнка, дав возможность опереться руками, и ведите обруч к центру комнаты. Малыш будет следовать за опорой.

Во‑первых, эти предметы уменьшают желание ребёнка учиться ходить: ну действительно, зачем, ведь он уже умеет перемещаться в пространстве в этой удобной штуковине? Во‑вторых, ходунки попросту небезопасны. Благодаря им дети в считаные секунды могут оказаться там, где их быть не должно. К примеру, перед ведущей вниз лестницей или у стола, на краю которого стоит чашка с горячим кофе. Взрослые попросту не успеют за этим уследить.

Осознав, что ваш ребёнок уже пытается ходить, обязательно встаньте на четвереньки и осмотритесь с высоты его глаз. Острые углы, розетки, края скатертей, за которые так хочется ухватиться и потащить вниз, утюг на гладильной доске и тому подобное — все эти опасности должны быть нейтрализованы.

Подготовка

У ребенка должна быть соответствующая обувь. Вязаные носочки и мягкие туфельки уже не подходят. Предпочтительнее обувь кожаная — то есть легкая и достаточно жесткая. В такой обуви ребенок будет чувствовать себя устойчивее, а значит, и увереннее.

Обратите внимание на тот пол, на котором ребенок учится ходить. Пол не должен быть очень гладким и, естественно, скользким

В противном случае ребенок будет слишком много падать. Кроме опасности травмы, возникает еще и другая опасность: ребенок может потерять уверенность в себе.

Осмотрите подошву тех ботиночек, что вы купили для ребенка. Если вам кажется, что она чересчур гладкая и будет скользить при ходьбе, обработайте подошву наждачной бумагой или замените обувь.

Осмотрите критически то место, где будет учиться ходить ваш ребенок. Пол здесь должен быть ровный, без порожков. Уберите коврики и половики, чтобы ребенок о них не спотыкался. Помните об опасной близости острых углов мебели. Падая, ребенок может удариться об острый угол.

Замечено, что использование детских ходунков замедляет развитие и ребенок начинает ходить позже, так как у малыша в ходунках ослабевает желание научиться ходить самостоятельно.

Роль ползания в развитии малютки

Первые попытки добраться к нужной цели ребенок делает в полгода. Пытаясь дотянуться до погремушки или мячика рукой, он становится на четвереньки и потихоньку учится передвигаться на коленках к цели.

К 9 месяцам передвижение на четвереньках становится осознанным и скоординированным. Этап, когда ребенок начинает ползать на четвереньках, говорит о том, что его кости и мышцы готовы к новым физическим нагрузкам. Подобные тренировки положительно сказываются на развитии малютки:

  • в процессе задействованы мышцы, которые вскоре будут участвовать в ходьбе;
  • укрепление мышц спины способствует развитию правильной осанки;
  • синхронизация работы разных частей тела малютки;
  • включение обеих полушарий головного мозга;
  • освоение навыка равновесия;
  • ориентация в пространстве.

Более раннее познавание навыка ползания говорит о положительной активности малютки и хорошей наследственности. Возможно, кто-то из родителей начал ползать также рано. Если чадо не стремится к двигательной активности в девятимесячном возрасте, есть смысл проконсультироваться с неврологом. Причиной запоздалости становятся наследственные факторы или проблемы со здоровьем.

Детский педиатр Комаровский Евгений Олегович акцентирует внимание на важности ползания в младенчестве. Оно стимулирует к ходьбе намного эффективнее, чем ходунки и прыгунки (рекомендуем прочитать: ). Однако доктор подчеркивает, что нельзя назвать определенный срок, со скольки поползет ребенок

Он сможет это, если будет полностью готов

Однако доктор подчеркивает, что нельзя назвать определенный срок, со скольки поползет ребенок. Он сможет это, если будет полностью готов.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий