Развитие моторики у ребенка младше года — способы и рекомендации

МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ:

Физическое развитие — одно из важных направлений системного подхода к обучению и воспитанию детей раннего возраста.

С раннего возраста имеют большое значение для психического развития ребенка такие основные движения как ползанье и ходьба, которые укрепляют мускулатуру брюшного пресса и грудной клетки. Умения ребенка устойчиво сидеть, ползать и ходить, а также двигательная активность расширяют не только его возможности восприятия окружающего мира, но и создают условия для взаимодействия с близкими взрослыми.

Двигательные возможности детей раннего возраста с психофизическими отклонениями важно реализовывать в системе специальных игр и упражнений. Формирование чувства равновесия, правильной осанки, координации движений у ребенка влияют на совершенствование навыка ходьбы

Игровая форма занятий позволяет ребенку закрепить приобретенные умения и навыки и активизировать его способности к выполнению целенаправленных движений.

Своевременное и регулярное включение физических упражнений в занятия с ребенком нормализуют и активизируют работу всех систем детского организма. Вместе с тем, физическое воспитание влияет на развитие таких физических качеств, как ловкость, меткость, сила, быстрота, выносливость и др.

Целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий, особенно в сочетании с сопровождающим текстом (лучше стихотворным), является мощным, а самое главное, естественным средством коррекции патологического развития ребёнка до трёх лет.

Требования к игре:

  • Игра должна проводиться эмоционально, живо непринуждённо.

  • Необходимо использовать сравнения (превращаемся в мишку и топаем как настоящий медведь, или же бегаем и пархаем, как легкая бабочка).

  • Игра должна быть связана с конкретной задачей.

  • Необходимо постепенно развивать умение ребенка относить к себе общее обращение взрослого ко всем детям.

Должно быть достаточно места для движений, для игрушек – ни кто не ждёт своей очереди.

  • Одежда не должна сковывать движения.

  • Необходимо следить за физической нагрузкой, избегать перевозбуждения.

  • Не делать много замечаний, чаще хвалить детей.

  • Учитывать индивидуальные особенности детей.

Педагогические принципы, которые следует соблюдать при развитии моторной сферы у детей 2-3 лет:

  • Доступность;

  • Постепенность (в частности, при развитии общих движений сначала отрабатываются пассивные движения, потом совместные, затем по подражанию, затем по слову);

  • Систематичность;

  • Наглядность;

  • Поэтапность в каждом возрастном периоде;

  • Новое сочетается с усвоенным, знакомым.

Требования к речи взрослого:

  • Должна быть доступной детям;

  • Должна быть выразительной;

  • Должна содержать в себе чётко построенные предложения;

  • Должна иметь четко расставленные паузы;

  • Целесообразно многократное повторение словосочетаний и предложений.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию моторной сферы детей 2-3 лет состоит из следующих направлений (по Е.А. Стребелевой):

  1. развитие общих движений;

  2. развитие ручной моторики;

  3. развитие мелкой моторики;

  4. формирование зрительно-двигательной координации.

С чего начать развитие мелкой моторики у маленьких детей

  • учить детей играть с небольшими игрушками;
  • манипулировать предметами (кидать, ставить друг на друга, заворачивать, переворачивать, сминать, расправлять);
  • совершать попытки застегнуть пуговицы;
  • завязать шнурки;
  • переливать воду из одной бутылочки в другую;
  • самостоятельно есть ложкой;
  • самостоятельно мыть руки;
  • чистить зубы.

Специалисты по развитию детей разработали множество специальных игр, эффективно влияющих на моторику, а косвенным способом на запуск речевых навыков

Родители, выбирающие подобные игры, должны обращать внимание на соответствие возраста ребенка сложности этих игр. Есть несколько главных игр, способствующих развитию моторики

1. Массаж ладоней

Это очень простой, а главное универсальный метод, который подходит дошкольникам любого возраста. Своим пальцем нужно медленно водить по ладоням, гладить их или массировать. Лучше все действия сопровождать забавными потешками.

2. Игра в ладушки

Сложно найти человека, который не знает эту потешку. «Ладушки» научит маленького совершать простые движения – сгибать и разгибать пальчики, хлопать в ладоши.


Простая игра поможет развить моторику рук ребенка.

3. Разрывание листов бумаги

Заниматься таким упражнением лучше с детьми старше 7 месяцев. Нужно дать малышу один или пару листов бумаги, лучше если цветной. Малыш начнет ощупывать ее, вертеть в руках, сминать или отрывать кусочки.

4. Листает страницы книжек

Годовалым малышам желательно заменить разрывание страниц на их листание. детских книжек, красочных интересных журналов. Главное, чтобы сами книги были интересны ребенку.

5. Играем с бусами

Многим детям нравится сортировать или перебирать маленькие предметы. Мама может надеть на себя какие-либо яркие цветные бусы, с бусинами различных размеров и форм. Они разбудят в малыше интерес, и он будет с удовольствием играть с ними.

6. Делаем поделки вместе

Для родителей дошкольников и младших школьников домашнее задание в виде поделки — как страшный сон. Но такие занятия с ребенком прекрасно развивают моторику и тренируют пальчики. Не ленитесь, клейте красивую поделку с ребенком хотя бы раз в неделю. Для малыша это прекрасная тренировка мелкой моторики и развитие воображения.

Читайте далее:

Мастерим снежинки с ребенком вместе, развиваем моторику и украшаем квартиру

Упражнения по логоритмике для детей 2-3 лет: для чего нужны занятия с малышами и как их правильно проводить

Что такое логоритмика и зачем она нужна

Что такое аграфия: ее виды, формы и коррекция

Что такое логопедический массаж и как его делать самостоятельно в домашних условиях

Что должен делать родитель

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми

Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним

Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Играем с пипеткой

Еще одна простая игрушка, которая всегда есть под рукой и которая способна надолго завладеть детским вниманием, — это пипетка. Если ваш малыш еще не знаком с этим приспособлением, то начать лучше с  (можно купить в KoroBoom), и при этом просто переливать воду из одной посуды в другую

Ну а когда ребенок уже уловит последовательность действий (нажать – опустить пипетку в воду – разжать пальцы и т.д.), то можно уже и задачки посложнее предлагать. Например, разлить водичку по ячейкам при помощи маленькой пипетки.

В качестве ячеек идеально подходят детали лего. Водичку для этого развивающего занятия желательно подкрасить гуашью, так будет виднее, какие ячейки уже заполнены, а какие еще нет.

Для тех, кто уже совсем хорошо освоился, можно предложить продвинутый вариант – чередовать цвет  водички при заполнении рядов ячеек.

От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику

Рисование пальчиковыми красками, кистью, мелками, карандашами, фломастерами. Начинать стоит с пальчиковых красок: они не токсичны для детей и не требуют очень развитых движений пальцев рук и ладони. Следующим этапом могут стать мелки (в том числе восковые), фломастеры (они не требуют силы при нажатии) и уже только потом карандаши, когда малыш научится контролировать силу нажатия.
Игры с бумагой. Сначала малышу будет трудно даже просто рвать бумагу, но в чем в чем, а в навыках разрушения малыш прогрессирует быстрее всего. Поэтому следующей игрой с бумагой будет вырезание ножницами. Обычно этот навык дети осваивают от 3 до 4 лет. Конечно, это должны быть легкие и эргономичные детские ножницы, с короткими лезвиями и удобными прорезиненными кольцами для пальчиков. Можно сделать аппликацию бабушке к ее дню рождения: такой достойный повод придаст малышу силы, а его деятельности — смысл. Оригами — самый сложный вариант игры с бумагой, этот навык дети начинают осваивать в возрасте 4 – 6 лет.
Пальчиковый театр

Вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развиваем речь

А главное — играем и общаемся!

Шнуровка-планшетик

Конечно, я уже не раз . Почему я пишу про нее снова? Дело в том, что я считаю, что в 2 года ребенок переходит на новый уровень «шнуровального мастерства» Если до этого возраста малышу нравились в основном шнуровки типа «бусы», у него хорошо получилось собирать достаточно длинные цепочки деталей, надевая одну за другой на шнурок, то теперь ребенок с большой вероятностью заинтересуется шнуровкой плоского типа. Играя с такой шнуровкой, ребенок учится, во-первых, отслеживать с какой стороны дощечки на данный момент у него находится шнурок, во-вторых, пришнуровывать к нему простые детали (например, яблоки к ежику, игрушки к елке, сов к дереву), что уже не так просто, как собирать однотипные бусы.

Мелкая моторика на кухне

На кухне у нас традиционным хит-парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно долго. Мама занимается приготовлением обеда — и малыш при деле.

Итак, достается крупа (гречка, горох, рис), ребенку вручаются маленькие чашечки из кукольного сервиза (ими удобно пересыпать), ложечки, миски, стаканчики — все это ставится на поднос, и дальше малыш играет с крупой в свое удовольствие: загребает руками, перебирает крупинки, пересыпает из одной емкости в другую и т.д. Когда у меня появляется пауза в работе, мы вместе выкладываем из крупы узоры на подносе. Поднос подбираем по контрасту с крупой (например, если рис — поднос берем темный, если гречка — то наоборот) и выкладываем дорожки, домики, цветы…Или засыпаем весь поднос крупой, и дочка сосредоточено водит по нем пальцем, с любопытством глядя на появляющиеся разводы.

Кроме того, для игр с крупой мы любим использовать лотки из-под яиц или конфетные коробки с ячейками — Оле очень нравится распределять крупинки по «гнездышкам». К тому же, это занятие занимает достаточно много времени и не требует моего участия — мне остается лишь исподволь наблюдать за соблюдением техники безопасности.

Однако крупа — не единственный вид «кухонной деятельности». Оля очень любит «помогать». Например, перебирать и перемывать в кастрюле картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку) или яйца. Чем не развивающее упражнение для пальчиков? Олечка даже лук любит чистить ручками — и при этом не плачет совсем.

Еще с того момента, как дочка научилась ползать, нижние секции кухонных шкафов были освобождены под «исследовательский инвентарь». Туда я сложила безопасные, но интересные для ребенка предметы: пластиковую посуду, небольшие судочки и мисочки, и, среди прочего, пластмассовые бутылки с закручивающимися пробками. Вот эти бутылки и увлекали Олю надолго: откручивать и закручивать пробки и примерять их на другие бутылки — очень интересное и достаточно трудоемкое для детской руки занятие.

Единственным побочным эффектом наших развивающих занятий на кухне является «творческий» беспорядок — ну, а без этого, увы, никак.

Вырезаем ножницами

Если вы еще не начали вырезать ножницами, то обязательно начинайте прямо сейчас! Дети это занятие просто обожают. Сначала их любовь, как правило, ограничивается простым кромсанием бумаги по краям. И это совершенно нормально, к этому нужно подготовиться, предложив ребенку большую пачку бумаги, газет или журналов, а также безопасные детские ножницы. (Кстати, можно еще вот такой полезный инструмент использовать для совершенствования навыков работы с ножницами).

И только после того, как ребенок полностью убедится в своем умении держать ножницы, он начинает интересоваться вырезанием по линиям. Совершенно идеально для этого подходят тетради «Кумон» из серии «Давай вырезать» (Лабиринт, My-shop, Ozon). Встречаются и подобные более бюджетные пособия, например, у нас еще была тетрадь из серии «Disney. Играй и учись». Таисия заинтересовалась подобными тетрадями в 2 года 3 месяца и ее уже было не оторвать

Тетради «Кумон» выстроены так, что все задания представлены в порядке возрастающей трудности и если в начале для успешного выполнения задания достаточно сделать только пару надрезов ножницами, то ближе к концу тетради линии становятся все более извилистыми и замудренными. «Кумон» замечателен также своим небольшим форматом, благодаря которому ребенку удобно удерживать вырезаемую поделку. Напоминаю также, что вы можете скачать большинство тетрадей «Кумон» вот здесь.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

Развиваем мелкую моторику при помощи игр

Упражнения для развития моторики основаны на принципах стимулирования мелких ручных движений и развитии их координации. Так, они успешно позволят тренировать ловкость пальцев ребенка, который будет манипулировать различными небольшими предметами вроде кисточки, карандаша, желудя или ягод рябины.

К основным играм, развивающим мелкую моторику,можно отнести:

Раскрашивание картинок.
Всевозможные раскраски, в большом ассортименте представленные в современных магазинах, — это и отличное подспорье для развития мелкой детской моторики, и в то же время самая что ни на есть игра, если пользоваться ими с умом.Важно следить за тем, чтобы ребенок подходил к творческому процессу с усердием и вниманием, а не стремился как можно быстрее отделаться от задания. Постарайтесь поэтому подбирать те картинки, которые по душе вашему малышу.Для тех родителей, кто хотел бы развивать в ребенке не только мелкую моторику, но и мотивацию к английскому языку, отлично подойдут картинки для раскрашивания с изображениями персонажей любимых обучающих мультфильмов, например, Peppa Pig, Dora the Explorer.
Кроме того, раскрашивая такие картинки, можно одновременно и цвета подучить на английском.
Лепка.
Игры для развития мелкой моторики с глиной или пластилином всегда стояли на одном из первых мест в системе дошкольного образования
И не зря, ведь тактильные ощущения, возникающие при контакте с пластилином или глиной, как нельзя лучше помогают ребенку разрабатывать мелкие мышцы кисти.Однако эти материалы вовсе не являются единственными и неповторимыми

Лепить можно практически из чего угодно. Если вы решили заняться этим делом, например, зимой, то возьмите на вооружение снег, дающий возможность сооружать в морозные дни снеговиков или целые крепости.
Изготовление поделок из бумаги.
Любой дошкольник любит возиться с ножницами, клеем и бумагой. Эти инструменты предоставляют полную свободу творчества и дают возможность выполнить целый ряд узоров или интересных сюжетных аппликаций.Благодаря подобным работам педагоги в детском саду также оценивают эффективность упражнений для развития мелкой моторики и степень готовности ребенка к дальнейшему обучению.
Поделки из природных материалов.
Разнообразные листья, ветки, желуди, каштаны и семена — отличный материал, способный помочь ребенку в освоении мелкой моторики.Заодно можно предложить малышу выучить названия всех этих предметов, их цвета и формы на английском языке.
Плетение.
Плетение кос, браслетов из бусин и ягод, нанизывание ягод на бусы (кто не играл осенью с рябиной?), создание венков из осенних плодов (чего только стоят яркие осенние веночки из листьев, куда вплетаются шишки и орехи) — все это действительно интересные занятия для малышей, которые увлекают и развивают не только мелкую моторику, но и фантазию.Маленькие дети с радостью создают бусы в подарок близким, учатся вышивать или вязать макраме.
Игры в шарады.
Любой ребенок любит не только отгадывать, но и загадывать загадки. Предложите малышу показать свое любимое стихотворение при помощи рук. Как пример, можно привести очень простое стихотворение на английском, которое как нельзя лучше подойдет для этих целей.К этому же методу относится и так называемый «теневой» театр, в котором при помощи пальцев демонстрируются захватывающие истории. Взрослому научиться показывать пальцами зайца или оленя никогда не поздно, а ребенку — всегда полезно.

Практически всем этим занятиям уделяется должное внимание в детских садах. Педагоги предлагают на выбор детям массу видов творчества, среди которых малыши всегда находят что-то свое

Однако развивать мелкую моторику можно и нужно и в домашних условиях. В качестве простейших упражнений для этого могут послужить элементарные действия по уходу за собой: завязывание шнурков на обуви, застегивание молний или пуговиц, перебирание пальцами всевозможных плодов или семян.

Помните, что для того, чтобы ребенок научился работать своими руками, следует предоставлять ему такую возможность. Не спешите все сделать за него, а дайте ему шанс проявить себя!

Развиваем соотносящие действия

Умение соотнести две и больше частей одного или нескольких предметов – работа, требующая особой сосредоточенности и усилий для маленького труженика. Следующие занятия и игры помогут малышу усовершенствовать это умение.

  • Одна из самых простых задач – собрать пирамидку. Кольца достаточно крупные, и нанизывание их на стержень не составляет особого труда.
  • Игры со шнуровками. Чтобы дети с удовольствием выполняли это упражнение, подбирайте сюжетные шнуровки (например, «пришить» яблоко к спинке ежика, одежду и обувь – к кукле и т.д.).
  • Нанизывание бусин или других мелких предметов на шнурок – отличные игры. Такие самодельные бусы – одна из любимых игрушек малышей.
  • Игры с конструкторами. Хорошо, если у малыша есть несколько конструкторов с деталями разного размера и с разным принципом их соединения.

От 1 года: первые навыки самообслуживания

Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но развивают координацию движений и мелкую моторику. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь.
Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони — на упаковке обычно указано)

Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори.
Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы

Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).
Развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др., — для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.

Основные этапы развития моторных навыков руки

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.
Ниже представлены возможности мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.

  • 2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;
  • 3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;
  • 8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;
  • 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
  • 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
  • 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
  • 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;
  • 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;
  • 2–3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;
  • 3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;
  • 4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали), рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела), копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;
  • 5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).

От 1 года: природные материалы

  • Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
  • Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
  • Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.
  • Игры с любыми сыпучими материалами. Ребенок опускает кисти рук в сосуд с каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). Несколько минут перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Заодно развиваем речь. Делать только под присмотром взрослого: мелкие предметы детям до 3 лет не рекомендованы к игре.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий