Когда ребенок начинает гулить и агукать

Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский, педиатр и телеведущий, мнение которого очень важно для миллионов мам по всему миру, утверждает, что отсутствие гуления в 3,4, 5 и даже 6 месяцев — еще не повод для паники и всеобъемлющего медицинского освидетельствования ребенка. Если все остальные навыки малыша соответствуют возрасту, если у него отменный аппетит, здоровый сон, он улыбается и явно узнает родственников, то думать о плохом не стоит

Ребенку просто требуется время.

Комаровский настоятельно предупреждает об опасности сюсюканья с ребенком. Подражать его лепету или гулению мама может только до полугода. Потом нужно начинать общаться с ребенком как со взрослым, иначе кроха может надолго «застрять» в лепете, и тогда у родителей возникнет новая проблема — как научить его говорить по-человечески в его 1,5-2 года.

В следующем видео доктор Комаровский рассмотрит два основных вопроса, которые волнуют большинство родителей: стоит ли бить тревогу, если ребенок в своем немного не укладывается в принятые нормы, и чем может быть опасно значительное отклонение от этих норм.

Рассчитайте календарь прививок

Возможные проблемы

При достижении определенного возраста родители начинают ждать от крохи ответных звуков, но их может не быть. Есть дети, которые ограничиваются лишь коротким периодом тренировки будущей речи. Они как бы пробуют звуки «на вкус», произносят гласные и сами их пугаются. Такие малыши могут молчать, как партизаны, и в 5, и 6 месяцев.

С испугом или негативным опытом, а также с внезапным заболеванием могут быть связаны и внезапно утраченные способности к произношению звуков. Ребенок гулил, например, с 2 месяцев, а в 4 месяца перестал и замолчал. Под действием страха, стресса или даже самой обычной простуды, которую малыш перенес, он мог временно забыть новый навык.

Причиной задержки развития гуления или его исчезновения может стать слабое эмоциональное развитие малыша: с ним мало общаются, почти не разговаривают, уделяют ему недостаточно внимания.
Наладить речевой контакт с грудничком — непросто, но ничего невозможного в этом нет. На задержку психического и эмоционального развития указывает не только отсутствие гуления в принципе, но и монотонное «пение», мычание в возрасте от 4–5 месяцев и старше. В норме в этом возрасте гуление становится эмоционально окрашенным: ребенок может произнести свое «агу» как с удовольствием, так и с досадой, как требовательно, так и ласково, нежно. У малышей с задержкой развития психики и становления эмоций эмоциональный окрас звуков практически отсутствует.

Гуление может отсутствовать или быть очень скудным, почти неразвивающимся у детей с аутизмом. Аналогично ведут себя малыши с синдромом Дауна, с врожденным слабоумием, дети, перенесшие тяжелые травмы головы, кровоизлияния в головной мозг при рождении. При поражении центра речи ни гуления, ни лепета может не быть вообще, как и последующих речевых навыков.

Позднее начинают гулить недоношенные дети, а также малыши, часто болеющие и в связи с этим ослабленные. Ленивые в силу характера детки также могут начать гулить несколько позднее своих активных и любознательных ровесников. Достаточно редко причиной отсутствия гуления, агуканья и лепета являются аномалии строения голосовых связок и речевого аппарата, поскольку сами эти аномалии относительно редки.

Если ребенок молчит в месяц

Все родители с нетерпением ждут, когда их ребенок начнет агукать и очень волнуются, если по достижению месячного возраста он не произносит никаких звуков. В этой ситуации следует учитывать индивидуальные темпы развития младенца. Одни начинают агукать слишком рано, другие, напротив, длительное время молчат, ввергая в панику своих мам и пап.

Кроме того, нередки случаи, когда малыш начал агукать в естественные сроки, а затем, спустя некоторое время, вдруг замолчал. Немного терпения – вот все, что нужно его родителям при этом. Вскоре ребенок начнет воспроизводить следующую партию новых звуков и продолжит радовать своих родителей новыми интонациями и даже смехом

Однако следует обратить внимание на то, не вызвана ли такая пауза плохим самочувствием ребенка или какой-то стрессовой ситуацией

Если молчание затянулось на длительный срок, развеять свои сомнения можно визитом к врачу. Участковый педиатр даст необходимые пояснения и сможет установить, не присутствует ли у ребенка проблема неврологического характера или нет ли проблем со слуховым аппаратом. При малейшем подозрении на патологии, педиатр направит на обследование к профильному специалисту, например, детскому неврологу или отоларингологу.

Чтобы стимулировать ребенка к освоению речевых навыков, родители должны больше разговаривать с крохой, уделять ему максимум внимания, проводить массаж акупунктурных точек на ладошках, которые отвечают за развитие речи, а главное, любить своего ребенка. Тогда первое агу с его стороны, а затем и первые слова не заставят себя долго ждать.

Младенец перестал

Одно из самых ярких и долгожданных событий для родителей — первые самостоятельные звуки, произнесённые ребёнком. Радостные ощущения часто сопровождаются переживаниями, ведь детское агуканье может прекратиться так же быстро и неожиданно, как появилось.

Причин у такого своеобразного бойкота может быть несколько. Если ребенок перестал агукать в 4 месяца, не стоит оставлять без внимания это событие.

В большинстве случаев это норма в речевом развитии, но иногда молчание является признаком физиологических и эмоциональных отклонений.

Умение агукать — о важности навыка в развитии ребёнка

Речь развивается от простого к сложному. Агуканье — это одна из разновидностей речевой деятельности, которую дети осваивают в 3–4 месяца.

Первые тренировки по звукоизвлечению происходят произвольно. В 2–3 месяца этот процесс развит слабо и у крохи получается произносить только гласные. Это становится любимым развлечением, никакого осознанного управления звуковыми цепочками в этом возрасте не наблюдается.

Активное, сознательное и эмоционально окрашенное агуканье отмечается в 4-месячном возрасте. Звуки становятся способом общения со взрослыми и любимыми игрушками. В этот период формируется способность управлять мышцами нёба. Малыш осваивает первые согласные «г» и «х», и в сочетании с гласными выстраивается традиционное и долгожданное для родителей «Агу».

Набор произносимых звуков всегда индивидуален и комбинаций может быть сколько угодно. Не стоит переживать, если лепетания вашего малыша на привычное агуканье непохожи, и он произносит меньше звуков, чем сверстники. Радуйтесь ещё одной маленькой победе и будьте внимательны к любым переменам в этот период.

Ребенок не агукает в 4 месяца — стоит ли опасаться

Дети в хорошем настроении агукают часто и очень эмоционально. В четыре месяца они уже активно двигаются и громко смеются.

Когда подгузники сухие, малыш сыт, здоров, а мама рядом, он с удовольствием общается на языке знакомых ему звуков.

Причиной такого внезапного молчание могут быть психологические проблемы. У детей тоже бывают стрессы. Любой негатив в семье отражается на речевом развитии. Спровоцировать молчание может недостаток внимания. Если родители всегда заняты и уделают ребёнку мало времени, он может отреагировать молчанием. Есть и физиологические факторы:

  • Незрелость речевого аппарата.
  • Проблемы со слухом.
  • Неразвитость мимических мышц.
  • Неврологические расстройства.
  • Последствия перенесённых заболеваний.

Чтобы исключить вероятность отклонений и успокоиться, посетите педиатра. Специалисты помогут выявить и своевременно устранить проблемы со здоровьем.

Нередки случаи, когда ребенок не агукает в 4 месяца и даже не пытается произносить новые звуки. Такое поведение тоже должно насторожить. Что касается непривычного и неожиданного для родителей молчания малыша, по мнению педиатров, такая перемена считается одним из вариантов нормы.

Это всего лишь подготовительный этап к освоению новых речевых навыков. Дети всегда делают то, что им нравится и доставляет удовольствие. В какой-то момент им скучно просто агукать.

Они подключают внимание, прислушиваются, к тому, что говорят родители, впитывают информацию, мимику и движения. Им просто некогда отвлекаться на агуканье в процессе детального изучения окружающих людей и пространства

Выводы

Первые звуки — это предшественники слов. Умение агукать считается одним из важных и необходимых этапов в предречевом развитии. Не переживайте, если ваш ребёнок взял паузу и в 4 месяца перестал произносить привычные и уже полюбившиеся вам звуки. Пройдет время, и он вернётся к агуканью, но это уже будет более интересный и богатый ассортимент детских звуков и эмоций.

От автора

Я рада что вы дочитали данную статью до конца. Могу предположить, что она вам понравилась, а отсутствие рекламы, которая постоянно отвлекает от чтения, создало комфортные условия для вашего времяпрепровождения на моем канале.

Поставьте “Лайк” если статья удовлетворила ваш интерес или поставьте “Дизлайк” если вам было совершенно не интересно читать. Ваши оценки будут мне подспорьем писать более интересный материал.

Я буду благодарна, если вы подпишитесь на мой канал. Обещаю радовать вас только качественным контентом!

В завершение

Теперь вы знаете, во сколько дети начинают агукать. Первые звуки очень важны для дальнейшего развития речи. Если чадо отказывается агукать, то можно подтолкнуть его к этому.

Родители должны больше проводить времени со своим малышом и внимательно следить за его развитием. Если малыш начал с удовольствием агукать и улыбаться, увидев знакомые лица, то это верные признаки нормального развития.

В такие минуты родители не должны бурно реагировать. Это может напугать младенца. Чтобы кроха нормально развивался и пробовал новые звуки, стоит окружить его лаской и нежностью.

Получив «на руки» свое долгожданное счастье — малыша, вы сразу сталкиваетесь с множеством вопросов. Самым сложным является первый год жизни крохи, так как в этот период он особенно стремительно развивается и познает себя и окружающий мир. Большинство переживаний возникает во время сравнения с другими детьми. Именно поэтому не стоит забывать, что до года понятие «норма» крайне растяжимо и индивидуально во всем. Поэтому многих родителей волнует вопрос о том, когда ребенок начинает гулить, а также моменты, связанные с этим.

Что такое гуление

Гуление является вторым из трех этапов подготовки к речи. Самый первый — это крик, а третий — лепет. Это различные вариации отдельных и нараспев звуков и рычание: агу, а-а-а, ге, гы, ве, о, хе, агы, э, ах, кхе, у-у-у, аву и т.д. Что очень любопытно, этот набор у малышей разных национальностей практически одинаков. С течением времени, репертуар крохи пополняется новыми интонациями и звуками. Занимаясь вопросом: «Когда ребенок начинает гулить?» — нужно помнить, что это своеобразное общение, которое необходимо поддерживать. Наверное, каждая мама помнит, как малыш заглядывает ей в глаза и «мурлыкает» в ответ. Данный навык в будущем станет основой разнообразных социальных контактов. Поэтому разговаривайте со своим крохой, и вы увидите, с каким удовольствием он будет вам отвечать. На данном этапе для него главным образом важны ваша интонация, ритм, а уже только потом — смысл.

Когда ребенок начинает гулить

В среднем, у ребенка начинается гуление с месяца или двух. Однако как говорилось выше, у каждого младенца своя норма. И кто-то может это делать и с 3-х, и с 4-х месяцев. Данная стадия подготовки к речи продолжается у ребенка примерно до полугода, а затем сменяется лепетом.

Ребенок не гулит

Причины отсутствия гулений бывают разные. Одной из самых серьезных является задержка развития. Однако так ли это или нет, очень легко определить самостоятельно, без походов к врачу. Любое отклонение не может быть само по себе, а только в комплексе

Поэтому, если у малыша все в порядке со слухом, вниманием, реакцией на взрослых и всем стальным, значит, у малыша просто такая норма. Вторая, наиболее распространенная причина — это наше желание торопить события

Поэтому, прежде чем бить тревогу, следует дать младенцу время, а также больше с ним общаться, и скоро он начнет отвечать вам. Также некоторые детки просто не хотят этого делать, а предпочитают больше слушать и наблюдать за вами.

Ребенок перестал гулить

Прекращение гуления — это нормальное часто встречающееся явление перед началом следующего этапа — лепета. Так, некоторые детки плавно переходят в эту стадию, а другие замолкают на некоторое время. Происходит это обычно в 4-5 или 6 месяцев. Опять же у каждого индивидуально. Поэтому рекомендации остаются такими же: больше разговаривайте со своим ребенком, пойте, улыбайтесь ему, и очень скоро он станет отвечать вам новыми звуками и напевами.

Когда ребенок начинает гулить: подведение итогов

Главным звоночком о серьезной проблеме является не запоздалое, по вашему мнению, гуление, а отсутствие реакции на звуки, общения с малышом. А если ребенок поворачивает к вам головку, когда вы его зовете, улыбается вам, кричит, когда ему плохо, некомфортно или скучно, значит, он начнет это делать, когда придет время или просто желание.

После первой улыбки ничто другое не воспринимается взрослыми с таким восторгом, как гуление малыша. Это — его первый язык, он уникален по-своему и необходим для становления речи. О сроках и особенностях гуления мы расскажем в этом материале.

Эффективные методы помогут разговорить детей

Специально учить ребенка агукать не надо, а помочь малышу ускорить формирование речи можно следующими действиями:

  • Комментируйте ребенку свои действия во время купания, пеленания и т.д. Не искажайте слова, не сюсюкайте, сколько бы эмоций не вызывало общение с чадом – это затрудняет ему осваивать речь.
  • При общении добавляйте звуки, еще неосвоенные малышом. Сначала повторите за ним его сочетание гласных звуков, а потом воспроизведите усложненный вариант. Делайте паузы для того чтобы у грудничка-собеседника была возможность «ответить».
  • Приобретите развивающий коврик, который снабжен звенящими, пищащими, шуршащими игрушками. Малыша привлекает, как они трещат, сверкают и вибрируют, он старается подражать им, тем самым развивается речевая активность.
  • Массируйте ладошки и ступни, производите простые поглаживания, так как именно в этих зонах расположены акупунктурные точки, отвечающие за мелкую моторику рук. Импульсы, поступающие в мозг, стимулируют развитие памяти, внимания, пространственного мышления, способствуют развитию логики.
  • Заинтересовывайте пальчиковыми играми типа «Сорока-ворона». Их польза известна давно. Кроме активизации воображения, они расширят словарный запас, создадут благоприятный эмоциональный фон между малышом и рассказчиком (мамой, бабушкой).
  • Пение детских песенок-потешек разовьет у грудничка музыкальный слух. Он будет стараться повторять звуки, действия и мимику, которые сопровождают ваши рассказывания. Повторяйте, переходящие из уст в уста «Ладушки-ладушки» или например:
  • Петушок, петушок – упражнение «велосипед» для ребенка.
  • Золотой гребешок – рассказывающий показывает гребешок на голове.
  • Масляна головушка – гладьте себе голову.
  • Шелкова бородушка – проводите рукой по подбородку.
  • Что ты рано встаешь – погрозить указательным пальцем.
  • Деткам спать не даешь? – свои ладошки сложите и положили их под щеку.

Заметьте, малыши внимательно следят за движениями и произносимыми звуками, а также за интонацией. Во время занятий можно использовать карточки с изображением героев. Показывайте, рассказывайте, кто на картинке. Если на ней животные, имитируйте звуки, которые их отличают («гав», «мяу», «ко-ко», «му»).

Как научить?

Развитию гуления родители могут поспособствовать самым непосредственным образом. Не нужно для этого осваивать какие-то логопедические методики – нужно просто общаться с младенцем. Часто и много. По любому поводу и без такового. Чем бы ни была занята мама (приготовлением пищи, уборкой, глажкой белья), она может комментировать свои действия вслух. Малыш будет внимательно вслушиваться в ее интонации, звуки и рано или поздно захочет их повторять.

Специалисты дефектологи и логопеды утверждают, что для лучшего понимания ребенком речи взрослого, нужно говорить не тихо, но и не громко,
поскольку лучше всего фиксируются в памяти и воспринимаются средние частоты человеческой речи.

Если малыш часто становится очевидцем семейных ссор, мама часто говорит раздраженным тоном, повышая голос, то есть вероятность, что гуление он начнет осваивать не с ласковых, осторожных, воркующих звуков, а с криков и визга. Поэтому рекомендуется при ребенке всегда говорить доброжелательным и ровным тоном. С двух- и трехмесячного возраста нужно начинать устанавливать с малышом зрительный контакт во время говорения.

Протягивая ему игрушку с традиционным в таких случаях «На», мама должна постараться заглянуть малышу в глаза и встретить ответный взгляд. Если ребенок мычит, а не гулит, мама не должна имитировать его звуки. Во всех остальных случаях будет хорошо, если мама начнет подражать звукам малыша. Такой контакт будет началом полноценного речевого развития ребенка.

В ситуациях, когда ребенок только слушает взрослого и вообще не предпринимает попыток подражать, применяют приемы так называемого пассивного подражания. Мама произносит типичные для гуления «гу-гу-га-га» и одновременно большим пальцем руки приоткрывает ребенку нижнюю губку, повторяя собственную артикуляцию. Постепенно у малыша складывается понимание взаимосвязи мимики и исходящего звука. Существует и специальный логопедический массаж для грудничков. Он заключается в вибрационном воздействии руками на грудную клетку ребенка, легком касании кончиками пальцев его гортани и подчелюстного пространства.

Даже если малыш упорно отказывается гулить, не оставляйте занятий и попыток. Бывает так, что, миновав этап гуления, малыш после 5–6 месяцев начинает лепетать и довольно быстро прогрессирует. Для приобретения доречевых и речевых навыков имеет значение и умение распознавать речь взрослых. Поэтому мама должна чаще задавать ребенку вопросы и сама же отвечать на них, все действия взаимодействия должны комментироваться: «дай», «на», «так», «не так», «вот это». Короткие указательные сочетания звуков помогут ребенку быстрее освоить пассивную (внутреннюю) речь.

К сожалению, часто родители ждут первого «мама» или «папа» и не придают особого значения другим звукам и их сочетаниям, которые произносит малыш. А кроха очень ждет одобрения и реакции, когда в очередной раз произносит свое «гу», «бу» и т. д. Чем эмоциональнее и внимательнее родители будут реагировать на гуление, тем быстрее малыш будет продвигаться в правильном направлении освоения человеческой речи.

Труднее всего проходят этапы гуления и лепета дети билингвальные, которые слышат сразу два языка. К полугоду они обычно сами «определяются»: в их лепете начинают преобладать звуки того языка, который воздействует на них сильнее. Но может быть и смешение звуков двух языков. С такими ребятами нужно заниматься на одном языке, лишь постепенно (после года) добавляя звуки и слоги другого языка. Важным для развития доречевых навыков является и развитие мелкой моторики рук. Движения рук и речевой центр взаимосвязаны.
А потому у детей уже с двух- и трехмесячного возраста должно быть достаточно разных на ощупь предметов (игрушек, тряпочек), которые будут развивать тактильные ощущения пальцев рук. К полугоду полезными будут пирамидки и детские кубики, безопасные сортеры без мелких деталей.

Когда ребенок начинает лепетать

После полугода, когда начинается период лепета, речь грудничка примечательна звучащими однократно слогами «ба», «та», «ма», «па». В полгода ребенок отчетливо различает интонацию, чувствует ваше настроение, следит за мимикой, подражает звукам речи взрослых. Эмоциональная чувствительность делает ваше общение активным и разносторонним.

Только ближе к 1 году слоги станут повторяться и формироваться в простые слова. К этому времени в обиходе малыша будет порядка 10 слов, таких как «папа», «мама», «баба», «дай» и др. А там и до словесного бума рукой подать — ведь время летит быстро!

Учимся разговаривать

Агуканье для многих может показаться простой забавой. Однако именно с этого и начинается формирование речи. Конечно, специально научить чадо агукать невозможно. Но при желании можно ускорить процесс.

Это позволит новорожденному научиться быстро и без особых проблем общаться с окружающим миром. Как научить ребенка агукать?

Больше общаться с младенцем
.

С этого начинается восприятие звуков и концентрация внимания. Каждое действие матери должно сопровождаться комментариями и объяснениями. Родители должны рассказывать ребенку, что именно они делают.

Разговаривать с чадом следует во время купания, пеленания, прикладывания к груди и утреннего туалета. При этом речь матери должна быть всегда ласковой и нежной, без резких всплесков эмоций.

Стоит добавить новые гласные
.

Если кроха начал агукать, то можно помочь ему развить свой навык. Для этого маме стоит повторять за малышом произнесенные звуки, добавляя при этом новые.

Начинать нужно с несложных гласных и согласных. Дети любят подражать взрослым. Новорожденный будет пытаться повторить за мамой.

Следует начать с массажа ладошек
.

Помимо этого, можно заинтересовать ребенка пальчиковыми играми. Они позволяют развить у малыша мелкую моторику.

Почему ребенок молчит?

Если ребенок до двух месяцев не начал агукать, это еще не повод думать о задержке речевого развития.

Какие факторы могут влиять на разговорчивость малыша?

Половая принадлежность. Центр речи у детей разного пола находится в разных полушариях. По этой причине речевая активность у девочек проявляется раньше, а у мальчиков — позже. Девочки быстрее осваивают звуки, слова и предложения. Мальчики агукать начинают позже, а подрастая предпочитают звукам и словам мимику и жесты.

Окружающая атмосфера. Ребенок начинает активно гулить, когда он в хорошем настроении, накормлен, находится в уюте и тепле. Постоянные стрессовые условия не будут содействовать раннему развитию речи. Родители должны позаботиться о создании надлежащих условий для младенца.

Общение. Малыш будет активно гулить и успешно развивать речевой аппарат, если родители будут постоянно общаться с ним. Каждое действие — купание, кормление, переодевание, смена памперса, — должны сопровождаться объяснениями, рассказами и даже вопросами

Неважно, сколько дней или месяцев крохе. Хотя малыш не понимает слов, он хорошо улавливает эмоциональную окраску

По мере развития, ребенок ответит на любовь мимикой, движениями и гулением.

Важен стимул

При нормальном развитии ребенка взрослые могут стимулировать его речевые и эмоциональные навыки. Активный контакт с родителями поможет карапузу научиться правильной реакции на различные внешние явления, выражению своих эмоций, удовлетворению потребности в общении с родными.

Как же помочь крохе быстрее освоить улыбки и агуканье? Это вполне можно сделать, следуя простым советам.

Создавайте нужные условия для развития этих навыков

Крохе важно быть сытым, сухим, вовремя гулять и спать. Также ему необходим контакт с мамой: его нужно часто брать на руки, делать массаж (особенно ладошек), гимнастику, ласково поглаживать

Это непременно вызовет у малыша ответные положительные эмоции.
Постоянно разговаривайте с ребенком: комментируйте все, что вы делаете, что происходит вокруг. Важно уже на этом этапе окружить его активной речевой средой. Так он не только привыкнет к тому, что речь – средство общения, но и сам намного быстрее будет осваивать этот навык.
Обеспечьте малышу позитив. Говорите ласковым голосом, часто рассказывайте веселые потешки, сопровождая их эмоциями, всегда улыбайтесь, обращаясь к малышу.
Отвечайте, когда ребенок «говорит» с вами. Повторяйте вместе с ним звуки, которые он произносит, добавляйте новые, артикулируя медленно и утрированно. Давайте ему возможность «выговориться», а затем отвечайте.

Улыбки и агуканье – первые проявления психоэмоционального и речевого развития детей

Поэтому так важно способствовать их своевременному появлению и совершенствованию, окружая кроху любовью, вниманием и заботой. Так малыш подготовится к освоению все более сложных навыков, которых на пути к первому юбилею будет невероятно много

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий