Неврология у новорожденных — симптомы отклонений и расстройств

Немного о головной боли

Хроническое недомогание, как принято называть головную боль, по распространенности среди детей занимает одно из лидирующих мест. Во многих случаях ее считают симптомом, указывающим на ряд заболеваний ̶ от банальных офтальмологических до опухоли мозга. Наличие головной боли постоянного характера ̶ тревожный сигнал, который может свидетельствовать о больших проблемах и развивающихся у ребенка неврологических отклонениях. Если боли свойственно постепенное усиление, локализация с обеих сторон головы и тупой характер, при этом у ребенка нарушаются аппетит и сон, не стоит откладывать осмотр!


Фото: У ребенка головная боль

Чтобы лечение неврологических заболеваний происходило более эффективно, родителям следует вовремя обращаться за помощью. Но прежде нужно помнить о постоянном контроле за поведением и самочувствием ребенка, которые являются главным показателем его состояния.

Формирование ДЦП как крайний вариант расстройств

Наиболее тяжелой и крайней формой синдрома двигательных расстройств у малышей впервые месяцы будет развитие ДЦП (явления детского церебрального паралича). Набор клинических проявлений (симптомов) при ДЦП будет зависеть от наличия расстройств тонуса мышц и их выраженности, но повышенный тонус типичен для всех форм патологии, степень выраженности расстройств разная. Так, часть детей рождается с уже высоким мышечным тонусом, прогрессирующим по мере взросления, у других изначально он снижен или имеется выраженная дистония, переходящая затем в гипертонус. Эта категория детей при рождении выглядит вялыми и с бедностью спонтанной активности, у них угнетаются безусловные рефлексы, ко второму месяцу жизни, если ребенка положить на живот или вертикально удерживать, чтобы он делал попытки держать головку, возникают признаки дистонии. Малыш может периодами беспокоиться, тонус мышц резко повышается, ручки разгибаются и заворачиваются внутрь в области плеч и предплечий, кистей, пальчики сжимаются в кулачки. При этом ножки разгибаются и перекрещиваются, приводятся вовнутрь. Такие приступы длятся по несколько секунд, повторяясь на протяжении суток, и могут быть спровоцированы различными раздражителями извне – криками, громкими звуками.

Возникновение двигательных расстройств при формировании ДЦП будет обусловлено тем фактом, что поражение мозговых структур, которые еще крайне незрелые, может нарушать правильную последовательность в созревании мозга. За счет этого высшие корковые центры, которые отвечают за координированность и слаженность всех движений и формирование навыков, не могут отказывать тормозящего влияния в отношении примитивных врожденных стволовых рефлексов. Поэтому тормозится исчезновение безусловной рефлекторной деятельности, не блокируются патологические рефлексы, изменяется мышечный тонус, что становится препятствием для формирования выпрямления тела и формирования его равновесия, развитие тормозится и нарушается, тело не подчиняется правильным импульсам мозга, который серьезно поврежден.

Еще по теме «Поражение ЦНС у детей.»:

Скажите может кто-то сталкивался с подоб

Поражения ЦНС у детей : какие бывают ? Лечение ребенка с поражением ЦНС. Бывает, что в роддоме или чуть позже, на приеме у педиатра новорожденному ребенку ставят сложные диагнозы, касающиеся состояния центральной нервной системы ( ЦНС ).

инвалидность

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. У нас диагноз: Органическое поражение ЦНС, диффузная кортикальная атрофия с акцентом в левой височной доле, задержка ПМР, ГГС вторичного генеза, задержка…

Обсуждаем : «польза плавания»

Поражения ЦНС у детей : какие бывают ? Повышенное внутричерепное давление, судорожный синдром и другие проблемы новорожденных: лечение и реабилитация. Близкие по теме статьи. Поражения ЦНС у детей : какие бывают ? Риск превышает пользу.

Перинатальное поражение ЦНС, что делать?

Сейчас ребенку 1мес и 1 неделя. Окружность головы на момент родов 34см. Сейчас 36,5 Роды были тяжелыми и закончились кесаревым сечением. Диагноз: Перинатальное поражение ЦНС гипоксически-асфиксического генеза (4-х кратное тугое обвитие пуповины вокруг шеи…

Оганическое поражение ЦНС

Оганическое поражение ЦНС. Девушки, тут в конфе больше детей с ДЦП, аутизмом и иже с ними. А есть кто-то с органикой? (органическое поражение мозга) Если есть, расскажите, пожалуйста, что вы делали для ребенка, какие сдвиги были, кто мог хоть как-то реально помочь.

поражение ЦНС

У моей подруги в следствие отслойки плаценты родился недоношенный ребенок (32-я неделя); перенес сильную гипоксию, даже говорят, что какие-то дольки в мозгу(плохо понимаю, что имеется в виду) умерли.

Диагностика

Диагностика неврологических нарушений в детском возрасте уже давно вышла на высокий уровень. В случае с детьми, не достигшими года, главным мероприятием является УЗИ головного мозга — нейросонография. Помимо этого, специалистами применяются следующие методы:

  1. Доплерография. Визуализация деятельности сосудов головы и шеи. Необходима для выявления нарушений поступления крови в головной мозг.
  2. ЭхоЭГ. Необходима для регистрации электрической активности головного мозга. Является единственным способом зарегистрировать проявления эпилепсии.
  3. КТ и МРТ. Главным достоинством данного метода является возможность получить полную картину вещества головного мозга. Из недостатков можно выделить то, что для проведения данных обследований обычно требуется использование наркоза.

Полезная информация

Практически вся неврология у детей может быть заподозрена при визуальном осмотре, еще до проведения инструментальных исследований.

У детей более старшего возраста можно проверить координацию и различные когнитивные функции. К примеру, в первый год жизни врач должен проверить у ребенка следующие рефлексы:

  • автоматической ходьбы;
  • сосательный;
  • хватательный;
  • Бабинского;
  • Моро;
  • поисковый;
  • плавательный;
  • Бабкина.

При отсутствии у ребенка раннего возраста вышеуказанных рефлексов врач может заподозрить наличие неврологических нарушений и направить ребенка на дальнейшее обследование. В некоторых случаях, для уточнения причин развития патологии может понадобиться проведение общего или биохимического анализа крови. Таким образом, комплексное обследование позволяет на ранних стадиях обнаружить заболевание и начать соответствующее лечение.

О наличии перинатальной патологии ЦНС у ребенка можно судить еще во время его внутриутробного развития. Помимо сбора анамнеза, используются и такие методы, как нейросорнография, рентген черепа и позвоночника, КТ и МРТ.

Очень важно поставить правильный диагноз и отличать поражение ЦНС от пороков развития, неправильного метаболизма, генетических заболеваний. От этого зависят методы и способы лечения

Терапия при поражении ЦНС зависит от его стадии. В большинстве случаев используются лекарственные препараты, которые улучшают кровоток и кровоснабжение головного мозга. Также используются ноотропные препараты, витамины, противосудорожные лекарства.

В каждом конкретном случае подбирается свой метод лечения, который определяется врачом и зависит от стадии, степени и периода болезни. Медикаментозное лечение у грудничков осуществляется в стационаре. После исчезновения симптомов патологии, начинается восстановление правильной работы ЦНС. Обычно это происходит уже в домашних условиях.

Дети, у которых поражена центральная нервная система, нуждаются в таких мероприятиях, как:

  1. Лечебный массаж. Лучше всего, если он будет происходить в водной среде. Такие процедуры помогают полностью расслабить тело ребенка и достичь большего эффекта.
  2. Электрофорез.
  3. Комплекс упражнений, которые позволяют установить правильные связи между рефлексами и исправить имеющиеся нарушения.
  4. Физиопроцедуры для стимулирования и правильного развития органов чувств. Это может быть музыкотерапия, светотерапия и прочее.

Виды исследований

Доктор-невролог при необходимости направит пациента для прохождения дополнительных обследований:

  • магнитно-резонансная томография назначается при нарушениях сознания, галлюцинациях, болевом синдроме;
  • допплерография показана при мигрени, головокружении;
  • электронейромиография — при параличах или парезах, а также внезапно возникшей боли.
  • компьютерная томография помогает определить местонахождение и характер патологии;
  • ультразвуковое исследование различных органов в зависимости от предъявляемых пациентом жалоб;
  • позитронно-эмиссионная томография, с ее помощью диагностируют травмы и последствия болезней;
  • эхоэнцефалография применяется для выявления патологий мозга;
  • нейросонография используется для исследования головного мозга новорожденных;
  • краниография выявляет переломы костей в черепе и врожденные дефекты.

Какой конкретно вид обследования назначить, определяет лечащий доктор в зависимости от наличия симптомов. Лечение неврологических заболеваний и их профилактика — это его прерогатива. Самостоятельное принятие решения о лечении или прохождении исследования не рекомендуется.

Неврология у детей

Неврологией принято называть патологии нервной системы, хоть в действительности это наука, которая их изучает. Патологические явления нервной системы никогда не должны оставаться без внимания врачей! Неврология у детей – особенно. Болезни нервной системы приводят к тяжелым последствиям, ведь самый оптимистический диагноз при игнорировании заболевания – это задержка развития речевого и психомоторного аппарата. Далее могут последовать гиперактивность, синдром дефицита внимания. Такие дети находятся на грани неврозов, нервных тиков и неадекватного поведения.

Симптомы патологий нервной системы

Некоторые признаки неврологии у детей проявляются достаточно красноречиво, поэтому нарушения сна, трясущийся подбородок или ручки, ножки, частые срыгивания, поджимания пальчиков стопы в положении стоя должны насторожить родителей. Эти симптомы – повод для обращения к детскому неврологу. Однако симптомы неврологии у детей могут быть и смазанными, но если родителям их заметить сложно, то опытный невролог сможет сделать правильные выводы.

К счастью, неврология у грудных детей в большинстве случаев поддается корректировке и лечению. Врач тщательно должен проанализировать особенности образа жизни малыша, начиная с наблюдения за беременностью матери. Если неврология недоношенных детей или грудничков с патологиями имеет неясную этимологию, то назначаются дополнительные исследования. Родителям ребенка предлагают провести осмотр глазного дна малыша, УЗИ, допплер, ЭЭГ. В крайних случаях может потребоваться МРТ.

Головной мозг в первые месяцы жизни малыша развивается очень активно, его структуры дозревают, как и психические и моторные функции

Именно по это причине очень важно как можно раньше поставить диагноз и назначить эффективное лечение

В качестве лечения часто используются комбинированные методы, сочетающие лекарственные препараты, клиническая эффективность которых уже доказана, и массажи, лечебную физкультуру, физиотерапию. Кроме того, современные невропатологи постоянно пополняют свой арсенал новыми методами неврологической реабилитации: компьютерные речевые программы, методика совершенствования координации движения, мозжечковая стимуляция и др.

Для того чтобы быть уверенными в здоровье своего ребенка, родители должны посещать невролога раз в три месяца до достижения одного года. Затем осмотр проводится ежегодно.

Человеческая речь — главный инструмент взаимодействия с окружающими. Малейшие запинки и ошибки в произношении слов могут привести в лучшем случае к непониманию, а в худшем — к раздражению со стороны собеседников. И тем тяжелее приходится тем, кто страдает дислексией. В чем причины этого заболевания и можно ли с ним бороться? Об этом читайте далее.

Муковисцидоз у детей — тяжелейшее наследственное заболевание, заключающееся в патологических изменениях секреторной системы организма из-за мутации гена. Конечно, таким детям требуется особое лечение и уход. В нашей статье мы расскажем о причинах возникновения муковисцидоза, его симптомах и лечении.

Анорексия — серьезное расстройство питания у детей, выражающееся в отсутствии аппетита и отвращении к еде. Лечение его очень сложное и комплексное, оно включает в себя специальные диеты и обязательную помощь психологов. Подробнее об этом заболевании у детей — наша статья.

Одним из серьезных генетических заболеваний иногда встречающихся у детей является фенилкетонурия — наследственное заболевание, заключающееся в нарушении аминокислотного обмена. Страшным последствием для таких детей становится развитие умственной отсталости.

Проглядели пациента

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд «трудных» или «необучаемых». При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз «родовая травма». Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.

Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания «стираются», соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период «затишья». Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Лечение

Лечение невралгии у младенцев и детей младшего школьного возраста осложняется тем, что большинство лекарственных препаратов, предназначенных для лечения можно использовать только с 12-летнего возраста. По этой причине для быстрого обезболивания используются только новокаин или аналоги, соответствующие возрасту. Малышам для снятия болевого синдрома рекомендован приём Парацетамола или Ибуфена.

В большинстве случаев врачи рекомендуют консервативное лечение. Весьма эффективным будет специальный курс массажа, плавание, ежедневное купание, сухое тепло. В качестве дополнения возможно назначение противосудорожных препаратов или гомеопатических средств.

Для обезболивания также можно использовать противосудорожные препараты. Поскольку новорожденные не могут глотать таблетки, рекомендуется использование свеч с карбамазепином, которые помогут быстро снять боль.

Показано применение мазей (анестезиновой или лидокаиновой) непосредственно на триггерные участки, а также спиртовой настойки водяного перца. Но до применения необходимо обязательно провести тест на чувствительность (развести мазь в пропорции 1:1 с водой и нанести каплю на кожу, растереть её). Если через два часа после проведения теста на месте нанесения нет покраснений или сыпи, мазь можно смело применять.

Профилактические меры

Каждая мама должна иметь благоприятные условия для того, чтобы родить здорового малыша. Она должна отказаться от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотических средств), правильно и рационально питаться и больше времени проводить на свежем воздухе.

За время беременности необходимо проходить скрининги, которые покажут возможные патологии и укажут на риски рождения малыша с генетическими патологиями. Серьезные заболевания ребенка заметны еще во время беременности, иногда их можно исправить с помощью лекарственных препаратов. Это результативно при гипоксии плода, угрозе выкидыша, нарушении кровотока.

После рождения малыша необходимо регулярно посещать педиатра и профильных врачей. Это поможет свести риски последующего развития патологического процесса в ЦНС. Также нужно следить за здоровьем малыша, избегать травм черепа и позвоночника и делать все необходимые прививки.

Необходимо уделять особое внимание правильному и сбалансированному питанию кормящей матери, ведь с молоком ребенку передаются полезные микроэлементы, которые укрепляют иммунитет. Дети с поражениями ЦНС должны питаться грудным молоком, ведь там содержится полный комплекс необходимых веществ, которые помогут полноценно развиваться

Материнское прикосновение при кормлении грудью очень важно для эмоционального состояния малыша: это помогает ему справиться со стрессом, снизить эмоциональное напряжение и более полноценно воспринимать окружающий мир

Помогут справиться с заболеванием и такие мероприятия, как восстановительный массаж и гимнастика. Они способны нормализовать тонус мышц, улучшить обменные процессы, кровоснабжение и психоневрологическое состояние малыша. Обычно курс массажа назначается в количестве 10-12 сеансов. В течение первого года жизни проводят около четырех таких курсов с интервалом 1,5 месяца.

Рекомендуется проводить гимнастику, методика и способ которой подбирается в зависимости от степени поражения ЦНС, особенностей мышечного тонуса, а также наличия определенных симптомов патологии.

От родителей требуется создать комфортные условия жизни малыша, исключить любые раздражители, минимизировать риски попадания инфекции и использовать любые развивающие игрушки, но не переутомлять кроху.

Необходимо понимать, что поражение центральной нервной системы – это не смертельный приговор. Главное для выздоровления – использовать любые проверенные методы лечения. Необходимо вовремя обратиться за помощью к специалисту, ведь на ранних стадиях борьба с аномалиями развития намного легче и результативнее.

https://youtube.com/watch?v=5X88KilRGlc

Когда можно заметить нарушения?

Появление первых признаков одного из неврологических недугов может быть отмечено еще в раннем младенчестве
. Регулярный плач грудничка должен стать первым сигналом для родителей, побуждающим безотлагательно посетить специалиста. Вместо этого большинство мам и пап предпочитают списывать такое поведение малыша на банальную капризность. А ведь все мы знаем, что груднички могут плакать по нескольким причинам: при неправильном уходе и недомогании.


Фото: Капризы грудничка

Когда ребенок становится старше, истерики могут быть привычной реакцией на сложные ситуации и встречающиеся на пути трудности. Родители снова пытаются отгородиться от проблемы, пеняя на несносный характер чада. К врачу, разумеется, в таких случаях не обращаются. На самом деле ошибочно списывать всевозможные нарушения в поведении ребенка любого возраста на особенности характера. Чаще проблема заключается в чем-то более сложном, к примеру, неврозе, выявить который способен только квалифицированный специалист.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание». Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела)

Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:

  • 3-4 года;
  • 6-7 лет;
  • 13-18 лет.

В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить  такие нехарактерные  признаки, как:

  • Частые капризы и состояние раздражительности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная эмоциональность и ранимость;
  • Упрямство и протесты;
  • Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
  • Замкнутость.

Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры. Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии. При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога, особенно актуально это будет сделать за год до школы.

Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:

  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Головокружения;
  • Частые переутомления.

Стресс, плохой аппетит и нарушения сна в первую очередь снижают успеваемость в школе

Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.

Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:

  • Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
  • Чувство постоянной тревоги и страха;
  • Опасение окружающих людей;
  • Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
  • Частая бессонница;
  • Галлюцинации.

Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий