Принципы организации режима дня
Это динамическое понятие в отношении маленького ребенка. Режим был другим до года и после полутора лет он будет меняться.
- Переход на новый распорядок дня должен осуществляться постепенно: третий сон годовалого малыша нужно стараться сделать короче, пока в нем не пропадет необходимость. Или в течение некоторого времени чередовать двух- и трехразовый сон, пока ребенок не перейдет на новый режим.
- Изменение распорядка дня не стоит затевать во время болезни ребенка.
- При назначении нового режима нужно следить за поведением и самочувствием ребенка и делать отступления, по мере необходимости.
- Годовалый ребенок при двухразовом сне должен кушать после сна. Только при переходе на одноразовый сон, ему будет предшествовать обед.
Решающая роль в организации распорядка дня крохи принадлежит маме. При этом прислушиваться к индивидуальным особенностям ребенка нужно, но правила устанавливать и соблюдать свои.
Зачем нужен режим
Грамотно организованный распорядок дня пойдет на пользу и вам и ребенку
Важно, чтобы график не сильно расходился с естественным режимом малыша. Тогда это не нанесет ущерба его нервной системе и будет способствовать развитию полезных привычек, укреплению иммунитета, быстрому восстановлению сил и адаптации в социуме
Кроме того, ребенок, живущий по определенному графику, растет спокойным и дисциплинированным. Ведь он уверен, что в нужное время всегда сможет поесть, поспать или поиграть с родителями.
Если у ребенка выработан режим и кроха ему следует, это идет на пользу и родителям. Прогнозируя деятельность малыша, вы сможете планировать свой день заранее. Все члены семьи будут высыпаться, а непредвиденные обстоятельства с режимом переносятся легче. Познакомьтесь с материалом об уходе за новорожденным, чтобы понимать его потребности.
Вот принципы, на которых основывается построение правильного режима дня.
Режим (распорядок) дня ребенка в 3 года
С трех лет ребенок может бодрствовать до 6,5 часов подряд. Удлиняются и промежутки между едой, теперь малыш дольше может играть или гулять.
Подъем, утренний моцион | 7.00 |
Завтрак | около 7.30 |
Бодрствование, игры, прогулка, занятия | с 8.00 до 12.00 |
Обед | 12.10 |
Тихие игры, слушание книг | 12.40 |
Сон | с 13.00 до 15.00 |
Гимнастика, игры | с 15.10 до 16.00 |
Полдник | 16.10 |
Прогулка | с 16.40 до 18.55 |
Ужин | 19.10 |
Игры | с 19.40 до 20.30 |
Вечерний моцион, приготовление ко сну | с 20.30 до 20.50 |
Сон | 21.00 |
В этот период, как правило, график ребенка адаптируют к детсадовскому.
Важно!
Помните, что у малыша может начаться : у крохи появляется негативизм по отношению к распоряжениям взрослых, капризы, попытки делать все самостоятельно. Если до этого времени распорядок дня уже выработан, малышу и его родителям будет проще пережить такой период
Не пытайтесь выработать режим за день или даже за неделю:
вовлекайте кроху в новые правила постепенно. Начните с выработки четкой последовательности действий, постепенно устанавливая для них временные рамки.
Перед разработкой режима понаблюдайте за своим чадом, определите его биоритмы
Так будет проще построить режим или адаптировать приведенные выше примеры под вашего кроху.
Приучайте ребенка к режиму в игровой форме: на примере игрушек, рассказывая сказки или небольшие истории о важности того или иного действия (например, почему нужно чистить зубки утром).
Если случается форс-мажор: поездка куда-либо, поход или прием гостей, режим можно немного сдвинуть, но позже к нему вернуться. Не давайте малышу серьезно сбиваться с распорядка (кроме случаев болезни).
Папе и маме (а также бабушкам, дедушкам и остальным родственникам, которые активно участвуют в воспитании) следует заранее договориться о том, каким должен быть распорядок крохиного дня, и всем обязательно придерживаться его
Это особенно актуально, если родители в разводе: вне зависимости от того, где находится кроха, он должен жить по одному графику.
Постепенно вырабатывайте у малыша навыки самостоятельности, минимизируйте свою помощь. Не стоит забирать у полуторагодовалого ребенка ложку, если он кушает слишком долго, выбиваясь из графика. При этом важно не перегнуть палку: если у крохи не получается быстро надеть пижамку, помогите ему, иначе малыш будет ложиться в постель разнервничавшийся и возбужденный. Разрешайте ребенку выполнять все большее количество навыков с каждым днем.
Приучая кроху к распорядку, не вводите дополнительных новшеств, например, занятий в развивающих центрах, посещения спортивных секций. Слишком много правил одновременно не уложатся в маленькой головке и могут стать причиной дополнительного стресса, возбужденности.
Режим (распорядок) дня для ребенка в 1-1,5 года
В этот период большинство деток днем еще спит дважды. По статистическим данным, режим сна ребенка в возрасте 1 годика должен включать ночной сон (в среднем длится до 10,5 часов), а также два дневных общей продолжительностью до 3 часов.
Следует спланировать день так, чтобы кроха бодрствовал не дольше, чем четыре с половиной часа подряд. Ближе к полутора годам этот показатель можно плавно увеличить на час.
Подъем, утренний моцион | около 6.30 |
Завтрак | около 7.00 |
Игры, гимнастика | с.30 до 9.15-9.20 |
Сон | с 9.20 до 11.20 |
Обед | 11.30 |
Игры или прогулка | с 12.10 до 15.00 |
Сон | с 15.05 до 16.00 |
Полдник | 16.10 |
Закаливание, прогулка или игры, занятия | с 16.40 до 18.55 |
Ужин | 19.10 |
Игры, чтение книг родителями | с 19.40 до 20.00 |
до 20.20 | |
Сон | 20.30 |
Подобный график нужно вырабатывать постепенно.
Если до года у крохи не было графика, не стоит надеяться, что за один день ситуация исправится. Привыкание к режиму дня у ребенка в возрасте 1 года длится где-то 1-2 месяца. Таким образом, если вы решили приучать кроху к распорядку, наберитесь терпения. Пройдет несколько недель – и все получится.
Важно!
Если малыш начинает просыпаться раньше, плохо спит после обеда, следует плавно вносить коррективы в режим дня: иногда ребенок уже в год и два месяца обходится одним дневным сном
Здесь нужно ставить во главу угла потребности именно вашего малыша.В этот же период нужно продумать, —как научить ребенка засыпать без взрослых—. Удобно выработать для этого определенные ритуалы: например, кроха надевает пижаму, ложится, мама читает ему книжку, подает мягкую игрушку, обнимает и выходит
Очень важно соблюдать порядок действий неизменным
Не приучайте ребенка спать в полной тишине, иначе он будет просыпаться от малейшего звука, а сам сон будет менее глубоким.
График кормления годовалого малыша
Режим питания для малыша 12-месячного возраста очень важен. От этого зависит уровень его активности, состояние желудочно-кишечного тракта. Годовалому ребенку требуется четырехкратный прием пищи. График кормления формируют с учетом расписания отдыха.
Если младенец просыпается в 8:00, спит дважды в день, то схема кормления должна выглядеть примерно так:
- завтрак спустя 0,5-1 час после пробуждения;
- обед – после первого дневного сна;
- полдник – после второго отдыха;
- ужин – за 30 минут до ночного сна.
Если грудничок спит днем один раз, то его режим кормления выглядит так:
- завтрак – после пробуждения;
- обед – до дневного отдыха;
- полдник – после пробуждения;
- ужин – перед ночным сном.
Для некоторых 12-месячных детей еще остаются важными ночные кормления. Поэтому если малыш проснулся среди ночи и плачет, то стоит дать ему грудь либо молочную смесь.
Важно помнить правила кормления годовалых детей:
- малыш уже не нуждается в перетертой пище. Поэтому не стоит измельчать все блюда блендером. Желательно, чтобы масса была с небольшими комочками. Это будет учить ребенка пережевывать еду;
- грудничок уже готов питаться как взрослые. Но жирного, жареного, острого ему давать нельзя. Также стоит отказаться от шоколадных продуктов, грибов, магазинных колбас и сосисок;
- специи противопоказаны, так как способны спровоцировать раздражение кишечника;
- блюда следует готовить путем варки, тушения, запекания;
- от соли лучше отказаться либо использовать ее в ограниченных количествах.
Пример меню на один день:
- первый завтрак – смесь либо грудное молоко;
- второй завтрак – каша;
- обед – овощной суп;
- полдник – фруктовое пюре, творожок, кефир;
- ужин – мясо с гарниром.
При желании отучить ребенка от перекусов в темное время суток, нужно предлагать ему воду.
Что нужно знать об организации режима?
Дневная активность тесно связана с биоритмами. Самая высокая работоспособность отмечается с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с двух до четырёх часов дня. В промежутке между двенадцатью и четырнадцатью часами активность снижается. По этой причине на это время стараются не планировать никаких энергозатратных мероприятий. Лучшее занятие – сон. Самое подходящее время для активной деятельности именно утром и после двух часов дня.
Степень активности меняется и в течение недели, например, после выходных работоспособность снижена, ребенок постепенно втягивается в режим, и в последующие дни недели она возрастает. К концу недели накапливается усталость, связанная с недостаточной физической активностью и повышенными умственными нагрузками. По этой причине рекомендуется проводить занятия с физической активностью, чаще гулять, играть в активные и подвижные игры, чередовать умственную нагрузку с физической. Если в течение дня ребенок не устает, он меньше капризничает.
В некоторых семьях по выходным режим перестает соблюдаться в полной мере. Уставшие родители предпочитают подольше поспать, чем сбивают весь режим. Ребенок поздно встает, оказывается предоставленным самому себе. Это приводит к капризам. Родителям необходимо найти в себе силы, чтобы в выходные не нарушать распорядок. Детям, которые и в выходные придерживаются режима, гораздо проще влиться в привычную деятельность в понедельник. Однако если накануне ребенок долго играл в игры, смотрел телевизор или делал, что хотел, неограниченное время, в начале недели уже появляется усталость, отмечается повышенная возбудимость, которая мешает занятиям и приводит к конфликтам с другими детьми или учителями.
При составлении режима дня учитывают физиологические потребности. До пяти лет ночной сон должен длится десять – одиннадцать часов, а дневной – от полутора до двух с половиной часов. Оптимальный временной промежуток для того, чтобы отправить малыша в постель, – с девяти до половины десятого вечера. В таком случае в семь утра ребенок проснется отдохнувшим. Дневной сон нужно организовывать так, чтобы до трех часов дня малыш проснулся. Тогда до конца вечера он будет бодрым и активным. Если ребенок будет просыпаться позже, возможны: вялое состояние, капризы, отказ выполнять просьбы и поручения взрослых, трудности с ночным засыпанием.
Ночному сну необходимо уделять особенное внимание, поскольку, невыспавшийся ребенок с утра тяжело реагирует на поручения взрослых, капризничает, ведет себя малоактивно. Его активность повышается к вечеру, когда он начинает шуметь, играть, бегать
В итоге, когда подходит время отправляться в кровать на ночь, он отказывается это делать. Родителям приходится приложить немало усилий, чтобы стабилизировать ситуацию.
Какие рекомендации при соблюдении режима необходимо учитывать родителям? За десять – пятнадцать минут предупреждайте ребенка о том, что необходимо заканчивать игру и идти спать. Соблюдайте эту рекомендацию, таким образом вы подготовите ребенка к тому, что время получения удовольствий заканчивается и избежите капризов. Проследите за тем, чтобы ребенок самостоятельно все сделал и лег в постель. При необходимости помогите ему. Не поддавайтесь на слезы и уговоры разрешить поиграть еще пять, десять или пятнадцать минут. Чистка зубов, переодевание в пижаму и другие вечерние ритуалы помогают ребенку настроиться на сон.
Если приемы пищи проходят каждый день в одно и то же время, организм к этому привыкает и чувство голода возникает как раз в том время, когда должен начаться следующий прием пищи. Это означает, что ребенка легче усадить за стол и накормить. Первый завтрак рекомендуется устраивать в семь – восемь часов утра, для второго завтрака подойдёт время в десять – одиннадцать часов. После прогулки и активных игр ребенок быстро и с удовольствием съест обед.
Вечером устраивайте только спокойные игры, выбирайте спокойное времяпрепровождение. Не включайте эмоциональные передачи или мультфильмы, чтобы они не приводили ребенка в возбужденное состояние. Перед телевизором детям нельзя долго сидеть, это приносит вред органам зрения, а также сказывается на активности. Перед сном лучше всего почитать книжку. Это действует на ребенка успокаивающе.
Распорядок должен быть гибким, и по мере взросления он существенно меняется. Введение прикорма, переход на единоразовый дневной сон, посещение детского сада, школы и многие другие этапы, сопровождающие взросление ребенка, оказывают огромное влияние на распорядок.
Утренняя разминка
Массаж, воздушные ванны, гимнастика или зарядка для малыша в хорошо проветренном помещении – залог бодрого настроения после пробуждения и заряд позитива на весь день. А веселые упражнения, проведенные с крохой в игровой форме, никогда не будут ему в тягость. Что малышу в этом возрасте может быть под силу и по душе:
- Ходьба. Для того чтобы подобное занятие не превратилось в скучное шатание по комнате, и чтобы исключить падения ребенка, если он еще не очень хорошо ходит, дайте ему устойчивую колясочку для кукол или каталку. Кроме этого, научите малыша маршировать на месте. Выберите в качестве музыкального сопровождения ритмичные детские песенки.
- Ползание. Становитесь с малышом на четвереньки, не торопясь, ползайте по комнате на коленях и копируйте с ним животных, издавая забавные звуки.
- Переползание через препятствия и проползание под ними. В первом случае подойдет крепкий ящик высотой примерно 10 см, а во втором – детский столик. С противоположной стороны от препятствия положите игрушку – так малыш точно поймет, куда и зачем нужно ползти. Наверняка за первый год жизни крохе полюбилась одна из игрушек более всего. Вот ее и выбирайте – это будет наибольшим стимулом для маленького спортсмена пройти все преграды до цели.
- Перешагивание через предметы. На первом этапе подберите невысокие препятствия, например кубики или небольшой мячик. Покажите малышу, как переступать через эти предметы. Как только он легко сможет преодолевать низкие преграды, усложните задание – покажите ему, как переступать через коробку или неширокий ящик.
- Приседания. Возьмитесь с ребенком за обруч или палку и на счет «три» вместе приседайте и не спеша вставайте. Повторите приседание несколько раз.
- Бросание мяча. Бросайте друг другу легкий мяч и просите малыша его принести, если тот укатился.
Проводя зарядку с вашим маленьким чудом, не забывайте улыбаться, подбадривать его и хвалить за успехи. Если вы замечаете усталость крохи или отсутствие интереса к выбранному упражнению, упрощайте или меняйте задание.
Режим ребенка после года – видео
Насколько необходимым и обязательным является распорядок для деток разного возраста? Как меняется режим, когда кроха болеет, стоит ли тогда придерживаться привычного графика? Евгений Комаровский дает советы родителям, рассказывает о режиме с позиции педиатрии.
Соблюдение режима дает крохе возможность чувствовать себя комфортнее, облегчает в будущем адаптацию к детскому саду. Психологи утверждают: детки, живущие по режиму, спокойнее и увереннее.
Выработав определенный распорядок дня, вы снизите вероятность и количество детских истерик, не будете волноваться о том, поможете крохе стать самостоятельнее. При этом режим не должен быть нерушимой догмой, ведь это всего лишь гибкий инструмент в родительских руках.
Каким должен быть ? Не думаю, что существует какое-то строгое правило по этому поводу. Знаю только, что кроме режимных моментов
в нём должно быть место разным интересным делам.
Когда и чем кормить годовалого малыша?
Итак, режим дня «жаворонков» в годик может включать 5 кормлений в течение дня. Первый и последний прием пищи могут состоять из грудного молока (если оно еще есть у мамы) или молочной смеси. В остальные приемы пищи малышу дают еду со «взрослого» стола.
Рацион годовалого ребенка должен состоять из следующих блюд:
- супов;
- каш;
- мяса, рыбы, овощей, (в том числе и салатов, но без майонезов и прочих «химических» продуктов) в отварном или тушеном виде;
- фруктовых компотов, киселей, свежих фруктов, соков;
- молочных продуктов (можно давать творог, йогурт, молоко, немного сливочного масла или сметаны).
Если говорить о «совушках», то первое, от чего стоить здесь стоит предостеречь, – реже не значит больше! То есть изменение режима кормлений (уменьшение количества) не должно сказываться на размерах порций! Как в первом, так и во втором варианте порция малыша не превышает 250 мл!
Еще одна особенность такого режима: самым сытным должен быть обед: он заряжает малыша на подвижные игры, ведь спать кроха больше не ляжет. Как и у взрослых, обед состоит из первого (суп), второго (овощное блюдо с мясом или рыбой) и третьего (сок или компот).
Кроме того, между последующими полдником и ужином пройдет меньше времени, чем между обедом и полдником, к примеру. Поэтому после дневного сна полдник должен быть более легким (фруктовое пюре, запеканка, сырники или творожок). А уже на ужин ребенку предлагают кашку или овощное пюре, иногда (не чаще двух раз в неделю) – паровой омлет или вареное вкрутую яйцо с соком, компотом или некрепким чаем.
Два раза в неделю при любом режиме ребенок должен получать рыбу, дважды в месяц – приготовленную говяжью печень.
Среди продуктов питания годовалого ребенка не должно быть:
- острого;
- пряного;
- жареного и тем более копченого;
- шоколада;
- цитрусовых;
- консервов и продуктов, содержащих консерванты в большом количестве;
- орехов;
- колбасных изделий;
- фабричных сладостей, особенно слишком жирных;
- грибов – их организм ребенка научится перерабатывать и усваивать еще очень нескоро!
Как настроить малыша на соблюдение режима дня
Сложно представить себе ситуацию, в которой пришла пора заниматься активными играми, а ребенок отказывается (возможно, если он болеет). Но зато легко представить себе моменты в течение дня, когда нужно идти купаться, кушать или ложиться спать, а малыш не хочет отрываться от игрушек.
Самый быстрый и при этом травматичный для психики ребенка вариант — заставить его выполнять указание взрослых против его воли. Другой плохой вариант — проигнорировать распорядок дня и делать так, как хочет ребенок. Гораздо лучше увлечь малыша чем-то, что ему нравится. Поможет родителям в такой ситуации соблюдение ритуалов, которые предшествуют тому или иному действию и доставляют удовольствие крохе. Например, считалочки, песенки, чтение книжки или игра. Теплые объятия и разговор с мамой у нее на коленях — тоже прекрасный вариант.
Другим помощником родителям в соблюдении режима станут привычка и природа. Достаточно нескольких повторений для того, чтобы привыкнуть к нововведению. 3 недели однообразных действий уже формируют потребность. Так желудочный сок начинает вырабатываться по часам, ко времени приема пищи, организм привыкает самостоятельно просыпаться и засыпать в определенное время и т.д.
Причины нарушения режима
Каким бы ни был распорядок дня, ребенок, скорее всего, внесет в него коррективы. Даже если вам кажется, что вы уже перестроились и привыкли, порой могут наблюдаться сбои. Как правило, это происходит во время болезни или всплесков роста. Иногда малыш может перепутать послеобеденную дремоту со сном, и вы уже ничего с этим не поделаете.
Мы рассказываем о сне в специальном материале, а пока — основные правила.
Что может помешать режиму сна:
- Обретение новых навыков — ползание, перевороты, ходьба, вставание на ножки, пополнение словарного запаса; в этот период малышу может понадобиться больше еды и отдыха, возможны частые пробуждения ночью;
- Сокращение грудного вскармливания по необходимости;
- Отказ от груди (обычно в возрасте 9 – 18 месяцев);
- Прорезывание зубов (дневные сны становятся короче, ребенок спит беспокойнее);
- Болезнь, психологический или физический дискомфорт;
- Уменьшение потребности во сне;
- Нехватка впечатлений (поиск новых возможностей взаимодействия с окружающим миром);
- Недостаточная двигательная активность;
- Смена часового пояса, длинные перелеты и поездки.
Особенности режима дня – общие советы
Правильный режим дня ребенка укрепляет нервную систему, стимулирует деятельность остальных систем растущего организма, повышает стрессоустойчивость и иммунитет. Поговорим, как должен выглядеть режим у детей в период активного роста, т. е. от 1 года до 10 лет.
Правильная организация зависит, в первую очередь, от возраста ребёнка ― чем младше малыш, тем больше времени отводится для сна. Педиатры рекомендуют ориентироваться на эти показатели:
• 1-2,5 года ― сон 12-14 часов в сутки;
• до 5 лет длительность сна в сутки ― 12-12,5 часов;
• с 5 до 7 лет ―11,5-12 часов;
• первоклассникам нужен 12-часовой сон;
• школьникам младших классов ― не менее 10 часов.
Но детство ― возраст познания окружающего пространства и себя. Значит, период бодрствования должен быть максимально насыщен полезными для ребёнка мероприятиями. Чёткий план действий, согласованный с физиологическими биоритмами, помогает организовать занятия и досуг с оптимальной отдачей.
• Утро
Утро для большинства людей любого возраста начинается около 7.00 часов. Индивидуальные предпочтения могут смещать время пробуждения, но для своих расчётов примем среднестатистический срок.
Ребёнок получил свою порцию крепкого ночного сна и проснулся полным энергии. Вокруг него уже кипит жизнь семьи: приведение себя в порядок, сборы на работу, последние наставления и напоминания друг другу о задачах на грядущий день.
Зарядка
Тем не менее, родители должны выделить небольшой отрезок времени на проведение утренней зарядки для малыша. Конечно, это не будет классическая утренняя гимнастика с соблюдением всей череды упражнений ― к такому готовы редкие семьи. Но небольшая разминка, в которой присутствуют элементы игры в соответствии с возрастом ребёнка, должна быть обязательно:
• для одно-двухгодовалых детей подойдут подражательные движения ― присядем несколько раз, как зайчики в лесу; вытянемся, как подъёмный кран; потопаем, как слон; попрыгаем, как мячики;
• для детей постарше может использоваться другая мотивация, навеянная миром их увлечений: движения роботов, Человека-паука, Супермена, друзей Доктора Плюшевой;
• маленькие школьники должны запасаться бодростью для того, чтобы перейти в категорию старшеклассников, стать пожарными, лётчиками, космонавтами, супермоделями, спортсменами.
В общем включайте всю свою фантазию и богатый житейский опыт!
Водные процедуры
Следующий пункт программы ― гигиенические процедуры: чистка зубов, влажное обтирание маленьких детей или прохладный душ для школьников. Температура воды постепенно снижается, продолжительность процедуры ― увеличивается. Так растущий организм будет закаливаться.
1. Для того чтобы чистка зубов стала ежедневной потребностью ребёнка, следуйте простым правилам:
• другие члены семьи должны подавать пример;
• подарите ребенку красиво оформленную детскую щётку и приятную на вкус детскую пасту;
• объясните малышу пользу процедуры;
• хвалите ребенка — «какие у тебя сверкающие зубы!».
2. Привычка к холодному душу тоже будет легко привита, если его приверженцами являются другие члены семьи. Если же мать будет кутаться и ёжиться при одном упоминании холодной воды, вряд ли дело пойдёт дальше благих советов.
Для еще большей мотивации перед водной процедурой ребёнку-школьнику приводите пример известных людей:
• полководца Суворова, практиковавшего утренние обливания водой;
• А.С. Пушкина, который начинал утро с ванны со льдом;
• Льва Толстого и баснописца Крылова, ходивших босиком по снегу и купавшихся в проруби.
Но всё это не сравнится с личным примером родителей.
Первый приём пищи
Зарядка и водные процедуры возбуждают аппетит. Но утренний цейтнот не позволяет родителям организовать степенный завтрак с долгим нахождением за столом. Поэтому мамы и папы должны продумать варианты с использованием продуктов питания с быстрым приготовлением.
Это общие рекомендации. Но в деталях режим текущего дня для детей разного возраста разнится. Поговорим об этом наглядно.
Занятия
В 4 года рекомендуется начинать готовить ребенка к школе. При этом задача родителей не в штудировании материала. Все, что нужно,– вызвать заинтересованность, подготовить пальчики к письму, повысить усидчивость и концентрацию внимания.
Игры и занятия для малышей в 4 года:
- ознакомление с чтением, счетом и письмом при помощи иллюстрированных книг, планшетов, плакатов, кубиков, других игрушек;
- тренировка мелкой моторики: рисование, разукрашивание, черчение по точкам, лепка, вырезание простых фигур из бумаги;
- подвижные игры: с мячом, «море волнуется раз», «классики», «прятки», катание на горке, занятия на невысоких турниках;
- приобщение к домашнему труду: поливание цветов, вытирание пыли, уборка игрушек, посильная помощь в готовке (посолить, натереть, помешать);
- развитие талантов ребенка: посещение секций, самостоятельные занятия танцами, пением, футболом и т. д.
Из чего состоит распорядок?
Распорядок дня включает в себя следующие обязательные составляющие:
Приемы пищи. В зависимости от возраста их должно быть четыре или пять.
Ночной сон. Дошкольники должны спать примерно двенадцать часов в день, младшие школьники – десять. Старшие школьники постепенно переходят на восьмичасовой ночной сон.
Дневной сон. Продолжительность дневного сна составляет примерно полтора – два часа. Дошкольники днем должны спать обязательно, для школьников это условие уже не обязательно, однако в младших классах некоторые дети все же предпочитают спать после школы.
Бодрствование. Временной промежуток, когда ребенок бодрствует, должен быть заполнен полезными занятиями: прогулками, играми, изучением окружающего мира, физической активностью, творчеством и многими другими занятиями
Важно не переусердствовать с заполнением свободного времени ребенка. У него должно оставаться время на общение с родными и отдых
Чрезмерная загруженность приводит к серьезным проблемам.
Правильный режим дня для ребенка старше 7 лет
Установленный в 3 года режим дня постепенно меняет детский сад, сдвигая время приема пищи и сна. Когда малышу приходит пора идти в школу, появляются первые домашние задания, сокращается время на прогулки. Подготовить к данному этапу своего малыша стоит заранее, в течение летнего периода, чтобы не пострадала его успеваемость и здоровье.
Правильный режим дня школьника по часам может выглядеть следующим образом:
Время | Этап дня |
---|---|
7:00 | Пора вставать |
7:00-7:30 | Утренние процедуры, зарядка, туалет, приведение в порядок кровати |
7:30-8:00 | Завтрак |
8:00-8:30 | Дорога до школы, подготовка к занятиям |
8:30-12:30 | Занятия в школе |
12:30-13:00 | Дорога домой |
13:00-13:30 | Обед (если уроки заканчиваются позднее, ребенку необходимо дать возможность обедать в стенах школы) |
13:30-14:30 | Сончас (желательно) или пассивный отдых |
14:30-16:00 | Активный отдых на свежем воздухе |
16:00-16:15 | Полдник |
16:14-17:30 | Выполнение домашних заданий |
17:30-19:00 | Прогулка или посещение секций, кружков |
19:00-19:30 | Ужин |
19:30-20:00 | Досуг (чтение, рисование, общение с семьей, игры прочее) |
20:30-21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 | Пора спать |
Для первоклассника вы можете придумать какой-то коллаж, в котором каждая картинка будет нести информацию о том, в какое время и что он должен будет делать. Это и весело, и удобно, тем более виды коллажей так разнообразны, что наверняка для каждого школьника найдется по вкусу (например, тематика человека-паука, железного человека — для мальчиков, Винкс, Рапунцель — для девочек)
Важно планомерно чередовать занятия и отдых. Не стоит заставлять ребенка делать домашние задания сразу после прихода из школы домой – так он может быстро переутомиться и подорвать нервную систему
Не позволяйте ему долго гулять, спать ложиться стоит в диапазоне до 21:00 для малышей, от 22:00 до 22:30 – для старших. Навязывать ребенку прогулку, если он не настроен на нее, тоже не стоит. Возможно, он очень устал за день и хочет отдохнуть за книгой или общением с вами. Не забывайте и о выходных днях, в течение которых стоит также придерживаться общей картине налаженного режима, чтобы новая неделя не давалась ребенку слишком тяжело. В выходной можно позволить детям проснуться несколько позже, но не ближе к обеду, ведь тогда и заснут они ближе к ночи, а если это воскресенье, то тяжелый понедельник обеспечен всей семье.
То, как проводить время, определяется в общем-то тем, какой у ребенка возраст, какие привычки имеет каждый взрослый человек в семье (в частности родители), есть ли особенности в активности ребенка. Советуем посмотреть интересное видео о режиме дня ребенка в специальном выпуске «Школы доктора Комаровского».
Кормление грудничка
грудного вскармливанияискусственников детской адаптированной смеси из бутылочкиМатеринское молоко
Общее количество кормлений составляет 7-9 раз. Дети-искусственники едят реже из-за того, что смесь является более питательной и переваривается дольше молока матери. О том, как лучше кормить новорожденного, по графику либо по первому требованию, педиатры спорят до сих пор.
Одни считают, что дети сами понимают, когда голодны и подают маме сигнал капризами. Некоторые специалисты отмечают, что плач может быть вызван и другими причинами, поэтому лучше кормление по режиму. О том, что график приема пищи составлен правильно, говорит спокойный сон, нормальный стул крохи.
Если ребенка прикладывают к груди, то он сам прекращает сосать ее, когда наедается. Если же малыша кормят из бутылочки, тогда многие молодые мамы не знают, сколько смеси или молока давать новорожденному, чтобы он не переел и не остался голодным. Нормы суточной и разовой порции еды для младенцев приведены ниже в таблице.
Возраст крохи в днях | Суточная порция пищи в мл | Разовое количество смеси в мл |
1 | 100 | 10 |
3 | 250-300 | 30 |
7 | 400-500 | 55-70 |
14 | 600-800 | 60-90 |
30 | 700-800 | 90-110 |
О достаточном и правильном питании говорит нормальная прибавка в весе и росте, хорошее самочувствие ребенка.
Стандартный режим дня
На самом деле универсального распорядка для трехлеток не существует. Как и для малышей других возрастов, поскольку каждая семья имеет свой уклад, свой график работы у мамы и папы, у них свои интересы, у других братьев-сестер в семье также свои потребности. Поэтому режим дня одного члена семьи не должен нарушать распорядка других. При составлении его можно ориентироваться на некий установленный стандарт, который нужно подстроить под конкретные обстоятельства. Выглядит он так:
- 7:00–7:15 – подъем, водные процедуры;
- 7:15–8:30 – утренняя зарядка;
- 7:30–8:00 – время самостоятельных занятий малыша или помощь маме в сервировке стола;
- 8:00–8:30 – завтрак;
- 8:30–9:30 – развивающие игры с мамой;
- 9:30–11:30 – утренняя прогулка;
- 11:30–12:00 – подготовка к обеду (переодевание, мытье рук, уборка игрушек, которые брали с собой, помощь маме);
- 12:00–12:30 – обед;
- 12:30–14:30 – дневной сон;
- 14:30–16:00 – пробуждение, самостоятельные игры ребенка в поле зрения мамы;
- 16:00–16:30 – полдник;
- 16:30–18:00 – вторая прогулка в парке или на детской площадке;
- 18:30–19:00 – ужин;
- 19:00–20:00 – спокойные игры;
- 20:00–20:30 – уборка игрушек, уборка комнаты;
- 20:30–21:30 – купание, массаж, вечерний ритуал укладывания, сон до утра.
Режим дня – основа, помогающая распределить по часам необходимые занятия и действия, упорядочить их и усвоить этот порядок. А это означает и порядок в жизни, стабильность, которая так важна для детской психики.
Значение режима дня для ребенка
В первую очередь следует подчеркнуть, что при помощи режима гораздо проще планировать день и успевать не только погулять с малышом и накормить его, но и заниматься развивающими играми с ним, уделять внимание дополнительным занятиям
Кроме того,
соблюдение режима ребенка позволяет
родителямвыделить время и на домашние дела, отдых (что немаловажно для атмосферы в семье).. Составляя режим дня и подходящее расписание для своего ребенка
, обязательно учтите продолжительность сна,
которая в год должна быть не менее 13,5 часов,
в полтора-два
года – не менее 12,5 часов, в три – около 15 часов
Составляя режим дня и подходящее расписание для своего ребенка
, обязательно учтите продолжительность сна,
которая в год должна быть не менее 13,5 часов,
в полтора-два
года – не менее 12,5 часов, в три – около 15 часов.
Помните, что до полутора лет детки, как правило, спят днем дважды, а после – раз. Укладывая малыша в одно и то же время, вы выработаете у него соответствующую привычку, и процесс укладывания не будет отнимать время и нервы. Кроме того, сон «по расписанию», как утверждают педиатры, является более глубоким, малыш лучше отдыхает и просыпается бодрым и веселым.
Очень важно спланировать и время питания – это позволит предотвратить проблемы с пищеварением и капризы за обеденным столом. К привычному времени в желудке будет вырабатываться желудочный сок, и ребенок будет испытывать чувство голода.
Знаете ли вы? Что касается расписания игр и прогулок, благодаря режиму даже годовалый ребенок будет знать, что перед сном шумные догонялки запрещены, а после завтрака пора на прогулку.
Повторяющиеся действия и ритуалы, как утверждают детские психологи, очень важны для малышей, позволяют им чувствовать себя в безопасности.Отдельно стоит упомянуть о соблюдении режима во время болезни: в этот период распорядок дня и годовалого, и трехлетнего ребенка меняется, и «жить по часам» не получается.
Не стоит будить малыша, если он заснул, а пришло время обеда, или же укладывать его по привычному графику, если он только недавно проснулся. Прислушивайтесь к пожеланиям крохи, а когда здоровье поправится – плавно возвращайте расписание.
Важно!
Не стремитесь расписать режим поминутно: он может быть плавающим, однако последовательность действий следует соблюдать строго. Это позволит малышу адаптироваться, если в какой-то день условия изменились
Кроме того, такая стабильность, по утверждениям психологов, позволяет минимизировать количество истерик.
Хороший сон
Суточное время отдыха должно составлять 14-14,5 часов:
- ночной сон — 11 часов;
- 1-й дневной — 2 часа;
- 2-й дневной — 1-1,5 часа.
Порой родители считают, что ребенок уже достаточно подрос, поэтому становится нечувствительным к посторонним звукам во время сна. Но это неверно. Относительная тишина в доме должна соблюдаться обязательно. Включать музыку, громко разговаривать, включать яркий свет — недопустимо.
Помогут крепко заснуть:
- свежий воздух в комнате;
- отсутствие перевозбуждения;
- укладывание в одно и то же время.
Пробуждение так же важно, как и отдых. Если малыш просыпается добрым и улыбающимся, то он отлично выспался
Но есть дети, которые просыпаются медленно. Их нельзя поднимать насильно, лучше придумать стимул к самостоятельному подъему.