Как развивать ребенка в 6 месяцев

Питание

На седьмом месяце жизни все дети начинают получать прикорм. Малыши на ГВ начинают знакомство с кашами и фруктовыми пюре. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, знакомятся с мясом.

Во время еды, окрепший малыш упирается ножками в мамин живот, уверенно придерживает грудь и может пытаться ворочать головой, не выпуская грудь изо рта, доставляя дискомфорт. Чтобы снизить частоту поворотов головой, кормить ребенка рекомендуется в тихом помещении.

Прикорм

Введение прикорма требует осторожности и размеренности. Следует соблюдать некоторые правила, чтобы избежать трудностей

  • Новая пища вводится во второе утреннее кормление. Это делается для наблюдения за реакцией ребенка на новый продукт. Высыпания, нарушения стула и настроение ребенка говорят о необходимости временно прекратить введение нового продукта.
  • Объем нового продукта не должен превышать 1/3 чайной ложки.
  • Не нужно смешивать разные продукты на этапе знакомства. Если к одному виду продукта малыш уже адаптировался и успешно его ест, то можно предложить ему сутра попробовать новый продукт, а через кормление дать уже знакомый.
  • Новый продукт вводится минимум через 7 дней после предыдущего.
  • Наращивание объемов идет постепенное. В первый день можно дать 1/3 чайной ложки, во второй – ½ чайной ложки, третий — 1 чайную ложку, четвертый день – 2 чайные ложки. Постепенно объем доводится до возрастной нормы.
  • Перед началом прикорма необходима консультация педиатра. Он посоветует вам, с какого именно продукта начать.

Таблица введения прикорма

Вид продуктаИскусственное вскармливаниеГВ
Сок3-4 мес.5 мес.
Фруктовое пюре4 мес.5,5 мес.
Овощное пюре4,5 мес.5,5 мес.
Каша молочная4,5 -5 мес.5,5-6 мес.
Каша безмолочная6 мес.6 мес.
Мясное пюре6 мес.6 мес.
Творог6 мес.6 мес.
Сухари, печенье7 мес.7 мес.

Развитие ребенка с помощью книг

Книги с яркими, красочными картинками будут интересны малышу в любом возрасте, начиная с шести месяцев. Сначала можно просто читать сказки, желательно в стихах, играть роли, разговаривать разными интонациями, голосами, петь песенки. Когда ребенок сможет самостоятельно сидеть, рекомендуется использовать красивые книжки с текстиля – они не только прочные, но и интересные, оригинальные, играют роль не только развивалки, но и любимой игрушки.

Для совместного изучения подходят книги с картонными страницами – малышу удобнее их переворачивать. Чтобы ребенок максимально заинтересовался, рекомендуется выбирать книжки с небольшим текстом и объемными рисунками. Желательно, чтобы на них были изображены знакомые малышу существа или предметы: животные, птицы, транспорт, деревья, цветы.

Бытует мнение, что новорожденные видят мир в черно-белых тонах. На самом деле это заблуждение учеными уже опровергнуто. Действительно, зрение малыша до 3 месяцев еще очень несовершенно, и черно-белые изображения он различает гораздо лучше. Однако и остальные цвета он, хоть и хуже, но видит.

Если вы когда-нибудь показывали малышу черно-белые картинки, то, наверно, замечали, что они буквально приковывают его внимание. Это происходит потому, что малышу легче сфокусироваться на контрастном изображении

Все вышесказанное не означает, что окружающее пространство малыша нужно ограничить по цвету, но демонстрировать ему контрастные черно-белые картинки в первые 3 месяца жизни чрезвычайно полезно.  Это способствует развитию внимания, остроты зрения, способности фокусироваться на предметах.

Как включить черно-белые картинки в жизнь малыша?

Умения и навыки шестимесячного малыша

В полгода ребёнок становится более самостоятельным и осваивает новые умения и навыки:

  • понимает, когда к нему обращаются, и знает своё имя;
  • улыбается и оживляется в ответ;
  • внимательно слушает речь;
  • если назвать какой-то хорошо знакомый предмет, малыш поворачивает голову к нему и находит его глазами;
  • переворачивается со спины набок, затем на живот (в обе стороны);
  • захватывает руками ножки, тянет их в рот;
  • с интересом рассматривает предметы;
  • берёт игрушку, находящуюся рядом, хорошо держит её, перекладывает из руки в руку;
  • держит игрушки в обеих руках, трясёт ими, стучит, бросает;
  • тянет всё в рот;
  • высоко поднимает грудь, опираясь ладонями в поверхность;
  • встаёт на четвереньки, раскачивается в этом положении;
  • пытается самостоятельно садиться;
  • понимает, что произойдёт в результате какого-либо элементарного действия (например, если бросить игрушку, то она упадёт на пол);
  • тянется к маме;
  • может различать положительные и отрицательные эмоции: выражает это мимикой (улыбается или настораживается) в ответ на слова и выражение лица взрослого;
  • отдельные звуки соединяет в слоги, начинает лепетать (пока слоги не несут смысловой нагрузки);
  • может проявлять недоверие к посторонним людям;
  • подзывает маму криком с разной интонацией в зависимости от потребностей.

Около шести месяцев грудничок начинает координировать свои действия. Он целенаправленно берёт какой-либо предмет и после этого тянет его себе в рот.

В этом возрасте ребёнка уже можно занять игрушкой на какое-то время. Особенно интересны малышам в этом возрасте пирамидки, мячи, музыкальные погремушки. Кроха с удовольствием будет проводить время на развивающем коврике.

Кроха с удовольствием будет проводить время на развивающем коврике

Некоторые дети начинают присаживаться самостоятельно уже в пять месяцев, а некоторые только в восемь. Чаще всего дети садятся из положения стоя на четвереньках или через бок, высоко поднимая грудь над поверхностью и затем отрывая одну руку. Бывает, ребёнок садится быстро и неожиданно для родителей, а бывает, не оставляет своих попыток на протяжении нескольких недель. Мышцы малыша должны достаточно окрепнуть, чтобы удержать позвоночник в правильном положении, иначе в дальнейшем у ребёнка могут проявиться различные нарушения осанки. Не стоит усаживать малыша специально, когда он не способен это сделать сам.

Родителям не нужно переживать, если ребёнок освоил пока не весь список умений и навыков, но при этом активен, интересуется окружающими предметами и стремится к новым достижениям. Значит, он обязательно сделает это чуть позже.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев

Всего полгода прошло с момента рождения вашего карапуза, а он уже вовсе не похож на то беззащитное и крошечное существо, которое вы запечатлевали на первых фото. Пропорции его тела меняются, приближаясь к параметрам, характерным для взрослого человека. За 6 месяцев у крохи мог поменяться цвет глаз, вырасти первый зуб. Многие потеряли первые пушковые волоски и получили новые, уже взрослые.

Вес и рост

Основные показатели, которые используют педиатры для оценки развития малыша, – это вес и рост. Мальчики и девочки имеют массу вдвое большую, чем при рождении. Вес ребенка в полгода варьируется в пределах от 6,8 до 8,4 кг. Допустимы отклонения от этой среднестатистической нормы в 1 кг в большую или меньшую сторону. К полугодовалому возрасту темпы, с которым малыши набирают вес, замедляются. За шестой месяц они прибавляют 600-650 граммов. Рост ребенка в полгода составляет от 64 до 67 см. Показатели роста считаются в пределах нормы, если больше или меньше приведенных цифр на 3 см.

Тематические пособия

Рассматривание картинок должно стать неотъемлемой частью режима дня ребенка. Специально для этого вам необходимо купить большое количество книжек из плотного картона с крупными и яркими картинками. Это могут быть разнообразные потешки, русские народные сказки и короткие стихи. Рассказывайте ребенку о картинках в книгах, читайте сказки и стихи.

Самостоятельно можно изготовить тематические пособия. Они представляют собой альбомы с разнообразными картинками:

  • животные;
  • растения;
  • игрушками;
  • предметами, окружающими ребенка в течение дня;
  • фотографии родственников;
  • формы и цвета.

Для этого вам нужно запастись испорченными или порванными детскими книжками, упаковками от детского питания и фотографиями. Альбом «Моя семья» может содержать в себе фото всех ближайших родственников, самого ребенка и общую семейную фотографию. Каждую картинку нужно подписать печатными буквами, а перелистывая, объясняйте ребенку, кто изображен на фото.

В альбоме «Мой день» разместите логотипы от детского питания, лоскутки ткани и картинки с предметами, окружающими ребенка. Так же как и в первом случае, подпишите каждое изображение. Аналогичным образом сделайте остальные альбомы. Если вы обеспокоены их долговечностью, наклейте картинки на картон формата А4, поместите их в папку с файлами и соберите альбом в папку с железными кольцами.

Это всего лишь часть способов, как развивать ребенка в 6 месяцев. Дополнительно можно включать малышам мультик Tiny Love, рассчитанный на возраст от 3-х месяцев до года. Он очень нравится крохам и помогает им узнать много нового, развить речь.

Основные навыки малыша в полгода

Укрепление костно-мышечной ткани, исчезновение гипертонуса, улучшение зрения, слуха, моторики – все это способствует формированию новых умений и навыков. Движения малыша в 6 месяцев становятся более уверенными.

Развиваются коммуникативные способности. Заботливые родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Полугодовалый малыш может легко самостоятельно переворачиваться со спины набок или живот.

Также он делает первые попытки ползти. У многих детей в 6 месяцев очень хорошо получается передвигаться таким образом. Грудничок способен отрывать тело от пола либо кровати при помощи вытянутых рук (при этом ладонями он опирается о поверхность). Некоторые могут приподниматься, вставать на ноги с помощью родителей либо держась за диван, стул.

Дети в таком возрасте уже подолгу сидят с опорой. Малыш может перекладывать вещи из одной руки в другую, тянуться за далеко расположенным предметом. Также ребенок способен одновременно в двух руках держать по игрушке. Пальцы в 6 месяцев становятся более подвижными.

Благодаря этому, малыш может уверенно брать и удерживать в руках не только средние, но и мелкие предметы. Улучшается координация движений. Пытаясь достать либо поднять небольшую вещь, ребенок делает это лучше и увереннее.

Он способен крепко держать за руки взрослого, поднимаясь из лежачего в сидячее положение. Шестимесячный грудничок хорошо выражает свои желания жестами. Если он хочет, чтобы его забрали из кроватки, он тянет руки к родителям.

Малыш указывает на те предметы, которые желает получить, пальчиком. В этом возрасте ребенок может повторять простые действия за взрослыми. Общается грудничок в 6 месяцев при помощи лепета. Малыш овладевает артикуляцией, поэтому его “речь” становится более разнообразной и отчетливой. Он произносит около 40 разных гласных и согласных звуков, пытается их сочетать.

Родители могут услышать «ба-ба», «ма-ма». В этом возрасте малыш способен связывать предмет с его названием. Ребенок активно подражает речи взрослых, копируя не только звучанием, но и интонацией. В полгода дети понимают смысл простых слов. Активно формируется пассивный словарный запас.

Развитие слуховых, зрительных и вкусовых анализаторов позволяют малышу более активно познавать внешний мир. Шестимесячные дети пытаются получить максимальную информацию об интересующем их предмете: они могут подолгу его рассматривать, тянуть в рот, лизать или покусывать.

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому не стоит расценивать как физическую отсталость, неспособность переворачиваться на живот либо ползать.

На развитие навыков и умений большое влияние оказывает рост, вес, эмоциональное состояние. Важную роль в становлении ребенка играют родители.

Меню малыша

Шестимесячный малыш уже вполне может сидеть за общим столом с другими членами семьи и учиться первым правилам этикета. Основой его питания по-прежнему остается материнское молоко или адаптированная молочная смесь, но теперь в детском меню появляются и «взрослые» продукты.

Составляя меню для своего ребенка, обратите внимание на суточные нормы потребления продуктов для детей этого возраста: грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) – 600 г; овощи – 100–150 г; каши – 100–150 г). После овощей и каш в рационе малыша появляется мясо

Лучше начать с фабричного мясного пюре для детского питания малоаллергичных сортов (крольчатина, индейка, конина). Соблюдайте уже известные вам правила введения прикорма (постепенное введение монопродукта).

Обязательно посоветуйтесь со своим педиатром перед введением прикорма при сохранении грудного вскармливания.

Самые важные кормления для ребенка 6 месяцев – перед сном и ранним утром: в это время малыш получает самое вкусное и полезное лакомство на свете – материнское молоко.

Необходимо также докармливать ребенка материнским молоком в течение дня – например, после завтрака и ужина. Грудное молоко можно использовать для приготовления каш.

Режим дня

Режим дня малыша на пятом месяце должен быть в следующей последовательности: сон — кормление — активный период — сон и т.д.

Период бодрствования малыша после каждого кормления составляет около 2 часов, перед ночным сном этот период можно сократить до одного часа.

Режим дня ребенка относительно дневного сна не изменился. Он по-прежнему спит один раз утром после завтрака и два раза после обеда. Ночной сон малыша становиться более длительным (10-11 часов), глубоким и беспрерывным. Укладывать спать ребенка лучше в соответствии с его биоритмами, стараясь придерживаться режима дня.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21°С. Комнату, как и раньше, проветривайте 4-5 раз в день, с использованием сквозного проветривания. Летом необходимо постоянно держать открытой форточку.

Прогулки с ребенком проводите два раза в день при температуре воздуха от +30°С до -10°С. Во время прогулок ребенок должен быть защищен от ветра. Летом длительность прогулок составляет 2-2,5 часа, а зимой — по 2 часа. Для малыша очень полезен сон на свежем воздухе.

Малышу необходимо, чтобы родители с ним были внимательными, ласковыми, много и долго с ним разговаривали (при этом слова нужно называть правильно), пели песенку. Некоторым деткам, нравиться слушать спокойную негромкую музыку — колыбельные, детские песенки. Мелодия должна быть легкой

Рассказывайте вашему малышу детские стишки и сказки, а также старайтесь озвучивать все ваши действия (во время кормления, купания, одевания) — малыш почувствует вашу заботу и внимание

Старайтесь с пользой для ребенка проводить то время, когда он не спит. Делайте массаж, гимнастику, упражнения, которые стимулируют к ползанию, учите малыша переворачиваться. Берите вашего карапуза на руки, когда нужно его покормить, или для занятий массажем и гимнастикой. Конечно, если ребенок плачет, постарайтесь не только установить, но и устранить причину, которая его расстроила. Но, если малыш не голоден, не уписался, он здоров и не хочет пить или спать, значит это обычные капризы, уступать которым не рекомендуется.

Купать ребеночка нужно каждый день, лучше всего вечером. Температура воды 36°С, длительность ванны 7-8 минут. После купания малыша облейте водой прохладней на один градус — 35°С

Затем тщательно высушите тельце пеленкой, при этом обращайте внимание на состояние складочек на коже

Кроме гигиеничных ванн, каждое утро, проводите туалет носика, глазок, ушек. Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

В этом возрасте расширяется комплекс массажа и гимнастики, которые чередуются с воздушными ваннами и водными обтираниями. В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

  • движения руками с обниманием тела;
  • мгибание и разгибание ног вместе;
  • поворот со спины на живот за правую руку;
  • массаж спины;
  • массаж живота;
  • поворот со спины на живот за левую руку

Если ребенок находиться на искусственном вскармливании, то на пятом месяце при необходимости можно вводить в дневной рацион малыша первый прикорм (если на четвертом месяце вы не вводили в меню малыша    или фруктовое пюре). Для этого проконсультируйтесь с вашим педиатром, пусть он определит степень развития малыша (физические показания — вес, рост ребенка) и порекомендует, как правильно выбрать первый прикорм для вашего ребенка. В возрасте пяти месяцев первым прикормом может быть каша или овощное пюре. Если вы в прошлом месяце ввели соки в рацион ребенка, то в пятом месяце этот ассортимент можно расширить (при обязательном условии — нормальная реакция организма ребенка на новый продукт). Хотелось бы заметить, что соки не являются продуктом докорма или    — это корректирующие добавки, которые вводятся в рацион малыша с целью обеспечить организм ребенка необходимым набором витаминов и минеральных веществ, потребность в которых для детского организма увеличивается с каждым месяцем.

Учимся ползать

Отдельно хочется обратить внимание на такое упражнение, как «грудничковое ползание». Или его еще называют рефлекторное ползание

Глен Доман в своей книге не раз подчеркивает, насколько полезно это упражнение для развития ребенка (да-да, его методика состоит не из одних только карточек, как это принято считать :), физическому развитию уделяется ничуть не меньше внимания).

Если младенцу первых месяцев жизни, лежащему на животе, приставить к ступням ладонь, то можно заметить, что он постарается от нее рефлекторно оттолкнуться и тем самым продвинется вперед. Глен Доман предлагал смастерить для ребенка узкий трек с бортиками, от которых он будет отталкиваться и потихоньку перемещаться по треку. Тем самым, ребенок будет учиться ползать.

Однако, чтобы освоить с ребенком это упражнение, делать такую дорожку совсем необязательно! Можно положить ребенка на любую ровную поверхность, и подставляя руки к его ступням в качестве опоры, помогать ему перемещаться. То есть сначала необходимо поджать ножки ребенка к попке, как у лягушонка, уперев ступни в свои ладони. Когда ребенок оттолкнется и выпрямит ноги, вновь пододвинуть ножки к тазу и повторить упражнение.

Таким образом, ребенок потихоньку будет толчками перемещаться по поверхности. Поначалу у него это будет не очень хорошо получаться, и за раз он, возможно, осилит не более одного толчка, но если делать упражнение регулярно, ребенок здорово натренирует ножки и сможет активно двигаться.

Начинать делать такое упражнение можно уже с 3 недель. Если сомневаетесь, можно начать и немного позже, главное сделать это в течение первых трех месяцев, пока рефлекс еще активен.

Такое упражнение мы практиковали с сыночком, в результате он начал ползать очень рано – когда ему даже не исполнилось 5 месяцев.

Должный уход за ребёнком в 6 месяцев

Доброе утро малыша начинается с маминой улыбки, гигиенических процедур (умывание, подмывание) и грудного молочка или смеси. Воздушные ванны на 10–15 минут желательно устраивать после каждого подмывания. Когда есть потребность, кожу и складочки обрабатывают кремом от опрелостей.

Иногда мама замечает повышенное слюнотечение у ребёнка. Это может быть вызвано появлением зубов или индивидуальной особенностью малыша. Чтобы избежать раздражений на коже, необходимо промокать слюнки. Платочек должен быть чистым, мягким и, желательно, одноразовым. Покрасневшую от постоянного раздражения кожу рекомендуется смазывать противовоспалительным детским кремом.

Если зубки уже прорезались, раз в один-два дня их рекомендуется чистить. Для этого мама должна обмотать свой указательный палец чистой марлевой салфеткой (или бинтом), смочить её в кипячёной воде и протереть зубки со всех сторон. Движения должны быть аккуратными, чтобы не повредить десну. Можно приобрести специальный силиконовый напальчник для чистки зубов до года. Никаких зубных паст использовать не нужно.

Грудным детям чистят зубы и дёсны с помощью силиконового напальчника

В каждой семье существует свой режим дня. Прогулки зависят от настроения родителей, ребёнка и погоды. Хорошо, если они совпадают с дневным сном малыша. Гулять с грудничком на свежем воздухе рекомендуется более 3 часов в день. Дома в период бодрствования можно заняться гимнастикой и массажем. Обычно день заканчивается купанием. При потнице в ванночку добавляют отвары трав календулы, череды или ромашки. После купания малыш ест и засыпает.

Питание: что можно и нужно давать на шестом месяце жизни

Основной едой для малыша в 6 месяцев остаётся грудное молоко или смесь. Если ребёнок находится на грудном вскармливании, то до этого возраста прикорм обычно не вводят. В полгода грудничку предлагается новое блюдо, часто это овощной отвар (например, из капусты цветной или брокколи). Начинают давать отвар с чайной ложки, каждый день увеличивая объём и через 3 дня заменяя на пюре из этого же продукта. Объём овощного пюре доводят до 150 г. Такая норма полностью заменяет собой грудное молоко в один из приёмов пищи. Докармливать в процессе введения прикорма необходимо грудью. Примерно через 14 дней предлагается новый продукт. Это может быть каша, приготовленная на воде (гречневая, рисовая, кукурузная). Начинают с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объём до 150 г и заменяя тем самым одно кормление. В 6 месяцев малыши-искусственники едят 5 раз в сутки. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, прикорм иногда начинают давать на 1–1,5 месяца раньше. Но многие педиатры считают, что ранний прикорм необязателен. Так как современные смеси практически полностью соответствуют потребностям малыша, вводить первый новый продукт можно также в полгода.

С новыми блюдами кроху знакомят постепенно, начиная с чайной ложки продукта

В рацион полугодовалого ребёнка могут входить: овощное пюре — 150 г, каша — 150 г, фруктовое пюре (или сок) — 60 г, творог — 40 г, мясное пюре — 30 г. Сроки и очерёдность введения нового продукта не являются строгим ориентиром и зависят от конкретного ребёнка и рекомендаций врача.

Если организм ребёнка не принимает новый продукт, мама может обнаружить аллергическую реакцию на коже или проблемы со стулом у малыша. При появлении нежелательных последствий, прикорм прекращается. И когда исчезнут все симптомы, пробуют ввести другой вариант.

Правила введения нового продукта во всех случаях одни и те же: начинаем с малого, следим за реакцией, увеличиваем объём, новый продукт предлагаем через 10–14 дней.

Меню и рацион: как и что должен есть ребенок в 6 месяцев

Если к шестому месяцу развития ребенка вы еще не начали вводить прикорм в рацион малыша, ваш врач, скорее всего, порекомендует вам это сделать. Начинают обычно с обогащенной железом кашки, разведенной в молоке или молочной смеси. Или – со специальных детских творожков и кефира.

Когда ребенок привыкнет к этим продуктам, начните давать ему перетертые фрукты и овощи. Желательно не смешивая, по одному виду за раз. Каждый раз, когда вы кормите ребенка чем-то новым, ждите несколько дней, чтобы убедиться, что у него нет аллергии на этот новый продукт. Аллергия может проявляться несколькими признаками, но самые распространенные – это тошнота, понос, кожная сыпь.

Большинство врачей не считают, что яйца и рыба могут вызывать у шестимесячного ребенка аллергию. А вот мед ребенку давать не стоит, по крайней мере, до тех пор, пока ему не исполнился год. В меде могут содержаться бактерии, которые взывают у детей ботулизм. Не следует также кормить шестимесячного младенца коровьим молоком, ждите до года. Хотя продукты, сделанные на основе молока – специальные детские йогурты или творожки – давать можно.

Если ребенку не нравится какой-либо новый продукт, подождите два-три дня, а затем попробуйте покормить его этим продуктом снова. На этом этапе развития дети очень переменчивы, их вкусы могут меняться ото дня ко дню.

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки: нормы развития

К шести месяцам большинство из рефлексов, имеющихся у новорождённых, угасают или в норме не наблюдаются вовсе. Зато малыш активно и настойчиво приобретает новые навыки.

Рефлексы, наблюдающиеся у ребёнка в шесть месяцев

  1. Сосательный рефлекс — если в ротик ребёнка попадает грудь или соска, он начинает активно сосать. Рефлекс постепенно угасает к году.
  2. Поисковый рефлекс — если потрогать щёчку малыша, то его головка повернётся в ту же сторону, а ротик будет искать сосок. В 6 месяцев рефлекс может быть слабо заметен, после года не наблюдается вовсе.
  3. Рефлекс Бабинского — когда проводят вверх по наружному краю стопы, пальчики у малыша расходятся. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
  4. Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. В 6 месяцев этот рефлекс является условным.

Рефлексы, которые должны отсутствовать у шестимесячного грудничка

  1. Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот.
  2. Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину.
  3. Рефлекс ползанья Бауэра — если к стопам ребёнка, находящегося на животе, приложить опору, появятся ползающие движения.
  4. Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка, они вытягиваются в форме хоботка.
  5. Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами.
  6. Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения.

Если у ребёнка наблюдаются рефлексы, которые не должны проявлять себя в 6 месяцев, необходима консультация невропатолога, так как существует вероятность поражения нервной системы.

После шести месяцев ребёнок активно приобретает новые навыки и умения

Некоторые детки в физическом плане развиваются раньше сроков. В 5 месяцев они уже сидят, в 6 месяцев встают, а в десять ходят. Конечно, таких спортсменов не удержать, но стимулировать ребёнка к ранним достижениям специально не следует. Специалисты настаивают, что мышцы ребёнка должны быть хорошо подготовлены к новым свершениям, а самое полезное занятие для малыша — это ползание.

Четырехмесячный кроха

С ребенком в 4 месяца продолжают занятия на развитие тактильной чувствительности. Кроме тактильной подушечки, которую вы пошили, теперь можно сделать тактильные мешочки.

Пошить маленькие мешочки из плотной ткани, наполнить их различными сыпучими продуктами и зашить. В мешочки насыпают различные крупы, муку, песок, пуговицы, бусинки, бисер.

Давайте малышу пощупать разные мешочки, когда он станет постарше можно играть с ним в игру «Найди пару» (для этого нужно сделать второй экземпляр для каждого мешочка).

Чем занять ребенка в 4 месяца еще? В четыре месяца с малышом можно заниматься на фитболе. Для этого класть животиком на фитбол, крепко держать и слегка раскачивать. Эти упражнения будут развивать мышцы спины.

Нужно читать с малышом книжки с картинками. Можно сделать тактильные странички. Купить детские книжечки из картона и наклеить на страницы, прямо на рисунки, различные материалы.

Это могут быть кусочки материала, губки, кусочки шерсти и кожи. Пусть малыш ощупывает странички, а вы называйте ему ощущения, которые он испытывает: «Атлас гладкий, синий, шерсть мягкая, теплая и т. д.».

Продолжайте учить переворачивание на животик и устраивать игры на полу. Четвертый месяц – это подготовка к ползанию.

Пусть малыш дотянется до игрушки, которая стоит недалеко от него, когда вы подставляете ладонь ему под пяточки, чтобы он мог оттолкнуться.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание

Игры, способствующие психоэмоциональному развитию

Знакомая всем с детства игра в ладушки не потеряла актуальности. Она способствует и развитию мелкой моторики рук, и появлению причинно-следственных связей.

Развитию речи поспособствует игра «Разговор с чашкой». Для нее нужно собрать вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося каждую ко рту, произнесите какое-то слово (например, имя ребенка)

Малыш обратит внимание, что слово каждый раз звучит по-разному, а чем чаще будет их слушать, тем скорее начнет повторять

Причинно-следственные связи поможет постичь игра с шариком, наполненным водой. Для этого наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Сжимайте и разжимайте шарик, чтобы малыш увидел, как меняется его форма, а затем дайте ребенку самому поиграть с ним. Экспериментальным путем дитя выяснит, что шарик подпрыгивает, когда его бросают, и качается, когда его вертят.

Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяйте ложкой по каждой за них, чтобы бутылки издавали разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и захочет присоединиться к игре.

Научите ребенка разбираться с проблемами тоже можно с помощью игр. Например, когда ребенок держит в обеих руках по игрушке, предложите ему третью. Поначалу он будет пытаться схватить ее, не освобождая рук, но скоро поймет, что это невозможно и сначала нужно выпустить хотя бы одну игрушку из рук.

Если спрятать любимую игрушку под одеяло, оставив видимой какую-то ее часть, малыш схватит ее за ту часть, которую увидит, а через какое-то время научится стаскивать с игрушки одеяло.

В возрасте 6 месяцев уже можно давать ребенку доску для игр, поместив на нее любимые игрушки малыша и те предметы, с которыми удобно обращаться.

Пяти и шестимесячный карапуз

У ребенка в 5 месяцев уже можно развивать творческие способности. Если стены вашей квартиры не увешаны картинами, это необходимо исправить. Развесьте на стенах изображения.

Они должны быть крупными, четкими, цветными. Это могут быть фотографии вашей семьи и самого ребенка. Изображения овощей, фруктов.

Животных растений, предметов обихода. Проходя с ребенком в 5 месяцев мимо картинок, называйте, что на них изображено.

Можно начинать первые уроки рисования. Пока, для ребенка в 6 месяцев или пять, нужно использовать поднос, сырую манную крупу и фруктовое пюре разных цветов.

Насыпьте на поднос крупу, смотрите, чтобы малыш не тянул ее в рот. Пусть он рисует пальчиками и ладошками, пробует сыпучий продукт на ощупь, ему это очень понравится.

Чем занять ребенка 6 месяцев, когда он уже пытается садиться. Можно помочь ему в этом. Придерживая его ручки в своих руках приподнимать ненадолго в положение, сидя и потом опускать назад.

Можно усложнить задачу, дав ребенку схватиться за палку или кольца, и так поднимать. Будьте готовы всегда подхватить малыша, если он разожмет ручки, а под голову положите что-то мягкое. На шестой месяц большинство деток уже сидят.

Нормы развития малыша в полгода

Стандартный осмотр у педиатра включает изучение основных параметров ребенка: веса, роста, окружности головы и груди. Благодаря этим данным, можно определить темпы роста и физического развития грудничка. Показания сравниваются со средними нормативами, внесенными в специальные центильные таблицы. Для мальчиков и девочек в шестимесячном возрасте нормативы немного отличаются.

Важно помнить! Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, и темпы роста могут немного отличаться от стандартных данных. Показатели мальчика:

Показатели мальчика:

  • Вес – 7.1-4 кг (возможна разница в 1 кг);
  • Рост – 64-70 см (допускаются отклонения в 3 см);
  • Окружность головы – 42-45 см.

Показатели девочки:

  • Вес – 6.8-8 кг;
  • Рост – 61-68 см;
  • Окружность головы – 41-44 см.

Интересно. Рассчитать необходимые параметры можно также при помощи стандартной формулы = масса тела при рождении 800*количество месяцев.

Стоит учитывать тип вскармливания малыша – ребенок на искусственном вскармливании быстрее набирает вес.

Основные навыки малыша в полгода:

  • Переворачивание со спины на животик, с живота на спинку.
  • Фиксация игрушки в одной руке. Ребенок лежит на животе, другая рука – опорная.
  • Перекладывание игрушки с одной руки в другую.
  • Попытка достать предмет, размещенный над крохой.
  • Перекладывание игрушек с одной кучки в другую.
  • Крепкий обхват пальцев взрослого, подтягивание. Малыш применяет сидячее положение.
  • Отталкивание обеими ногами от поверхности, если ребенка поддерживать за подмышки.

Малыш и кубики

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий