Педагогический прикорм грудного ребенка

Прикорм детей до года: основные правила

Введение прикорма порой кажется молодым, неопытным родителям трудно исполнимой задачей. Однако соблюдая основные правила правильного прикорма, можно с легкостью ввести в рацион крохи новые продукты.

Начало прикорма должен рекомендовать педиатр, хотя лучшим вариантом для знакомства малыша с пищей взрослых считается прикорм в 6 месяцев.
Не следует сразу давать несколько разных продуктов. Это позволит быстро понять, какой именно вызвал неприятные симптомы пищевой непереносимости или аллергии.
Адаптацию начинают обычно с одного овоща, предлагая минимальное количество пюре из него.
Постепенно увеличивают порцию, за пару недель, до ½ стакана или чашки, одновременно экспериментируя с овощами в разные дни недели.
Редкий малыш съедает свыше 150 г пюре.
Нельзя кормить ребенка насильно, пытаясь добиться того, чтобы он съел всю порцию.
Следует помнить, что у маленького человека могут быть свои собственные вкусовые предпочтения, настроение, аппетит.
Желательно, чтобы в момент кормления малыша вся семья собиралась за обеденным столом, и кроха наблюдал за поведением других домочадцев.
Через 3 недели можно разнообразить первый овощной прикорм кашей.
Вначале необходимо тщательно пюрировать блюдо, чтобы не оставалось твердых включений, делая его достаточно жидким. От кормления к кормлению пюре должно становится немного гуще. А с 8 месяцев можно измельчать продукты вилкой или пестиком (толкушкой)вместо блендера. Это позволит плавно превратить прикорм до года в обычное питание ребенка младшего возраста.
Все блюда детского питания дают с ложки.
До или после кормления грудью (смесью из бутылочки) предложить твердую пищу – универсальных рекомендаций нет

Взрослые могут поэкспериментировать, наблюдая за поведением ребенка.
Введение прикорма следует отложить на неделю после плановой вакцинации или болезни, которая сопровождалась повышением температуры тела.
Стоит планировать это важно событие таким образом, чтобы до очередной прививки оставалось не менее 7 дней.

Схемы прикорма для удобства родителей

В специализированных СМИ, посвященных вопросам педиатрии, развитию детей, в том числе в Интернете, можно найти наглядные пособия в помощь мамам, папам и другим взрослым, которые осуществляют уход за новорожденными. Они представляют собой таблицы прикорма и предлагают расписание введения твердой пищи в рацион детей.

Схема прикорма сообщает благоприятные сроки появления тех или иных продуктов в детском меню, подсказывает объем порции, предлагает варианты блюд. В ней указаны оптимальные сочетания новых блюд с кормлениями грудью или молочными смесями.

Однако схема прикорма не должна являться для родителей главным руководством к действию. Ребенок может иметь особенности развития и здоровья, которые являются противопоказанием к прикорму с 6 месяцев. Либо наоборот – показания к более раннему знакомству с твердой пищей.

Таблицы прикорма и мобильные приложения

Умные гаджеты и мобильные приложения облегчают жизнь людей. Существуют специальные мобильные приложения для заботливых родителей с таблицами прикорма младенцев. Скачав одно из них, можно всегда иметь под рукой красочную «шпаргалку», которая не позволит забыть о том, что пора менять моно-рацион ребенка.

Таблица прикорма в смартфоне или планшете – это подробная инструкция, в которой указаны оптимальное время знакомства с овощными, крупяными, мясными, рыбными, молочными, фруктовыми и прочими блюдами. В ней сообщается, к какому возрасту крохи оптимально приурочить начало прикорма, учитывая расписание плановых прививок. Какое блюдо лучше предложить маленькому гурману на завтрак, а какое оставить на обед и т. п.

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.
Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

  • Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
  • Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты

Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Естественный прикорм

Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами — он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым — он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище.

Если малышу уже исполнилось 6 месяцев и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с семейным меню, правда, только в том случае, если это здоровое питание. То есть в семье кушают много овощей, фруктов, злаков и круп, а также молочные продукты, умеренно мясо (не обязательно каждый день), рыбу. Как можно меньше жирного, жареного, совсем нет или минимум всяких сосисок, колбас, пирожных, конфет, газировок…

В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года — не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание.

Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный.

Правила ввода продуктов и блюд

Чтобы новый продукт принес детям только пользу и не вызвал нежелательных реакций, нужно соблюдать несколько правил.

  • На момент ввода нового продукта малыш должен быть здоров. Нельзя этого делать в период плановых прививок, в момент разлуки с мамой или переезда на новое место.
  • Прикорм давать в первой половине дня, по несколько грамм, до основного кормления грудным молоком или смесью.

  • Посуда должны быть тщательно вымыта, продукты правильно приготовлены.
  • Нежелательно хранить приготовленное блюдо, даже в холодильнике.
  • Прикорм нужно давать с помощью ложки (только не металлической).
  • Переходить к очередному новому продукту стоит не раньше недели.

Если новый продукт вызвал рвоту, понос, сыпь и другие неприятные симптомы, то нужно исключить его из рациона на месяц. После этого снова повторить введение.

Схема наглядно поможет разобраться, как осуществляется последовательность введения новых продуктов ребенку, согласно рекомендациям ВОЗ.

Время вводаВид подачи блюдаЧастота ввода в рационКоличество порции
6-8 месяцевПища по консистенции должна напоминать грудное молоко или доводиться до пюреобразного состояния.До 3 раз в день, разрешено 2 перекуса.Постепенный переход от 5 мл до 120 мл.
9-11 месяцевПища, размятая вилкой или мелконарезанная. Продукты, которые можно удержать в руках, предлагаются малышу.До 4 кормлений в день и 2 перекуса.Одно кормление равно 120 мл.
12 месяцев и старшеКаши не перемалываются, твердая пища режется кусочками средней величины.Прикорм заменят 4 кормления грудью или смесью и 2 перекуса.Порция равна примерно 230 мл.

Схема введения продуктов, согласно рекомендациям ВОЗ, включает следующие советы:

  1. Если ребенок только на грудном вскармливании, то с первым прикормом ему следует предлагать воду.
  2. При недостатке веса прикорм начинают с каш.
  3. Если есть проблемы со стулом, рекомендовано раньше ввести в рацион чернослив.
  4. Когда малыш не успевает усвоить продукт за неделю, сроки можно увеличить. Порции зависят от веса малыша.
Новый продуктНеделя, №Рацион дня (прикорм во время обеда)
Кабачок11-й день. Пюре,1 ч. л.

2-й день.  Кабачковое пюре, 2 ч. л.

Каждый день прибавляется по 5 г. Увеличить до 60 г.

Цветная капуста21-й день. Пюре из цветной капусты, 1 ч. л., и 60 г кабачкового пюре.

2-й день. Пюре из нового продукта, 2 ч. л., и 55 г пюре из кабачков (постепенное уменьшение уже усвоенного продукта на 5 грамм).

6-й день. Цветная капуста, 60 г, и 25 г кабачка.

7-й день. Только цветная капуста, 70 г.

Брокколи31. Пюре из брокколи, 1 ч. л., и 70 г кабачка.

2. Брокколи, 2 ч. л., и 60 г цветной капусты.

6. Пюре из цветной капусты, 80 г, и кабачка, 20 г.

7. Пюре из цветной капусты, 100 г.

41. Брокколи и кабачки – по 50 г.

2. Цветная капуста и кабачки – по 50 г. и т. д.

7.  Брокколи и цветная капуста – по 50 г.

Таблица поможет разобраться с тем, сколько грамм блюда и в какой день можно предложить грудничку в период, когда вводятся новые продукты.

Потенциальные трудности

Согласно правилам педагогического прикорма при появлении симптомов аллергии знакомство с продуктом, её вызвавшем, полностью не прекращают. Пища по-прежнему предлагается ребёнку, но только в меньшем количестве или в другом виде. К примеру, если возникла нежелательная реакция на гречку, в следующий раз кроха может съесть одно только зёрнышко этой крупы. Или если не «пошла» груша в чистом виде, мама варит компот из этого фрукта (в пропорции одна груша на три литра воды). Таким образом, доза аллергена является минимальной, а организм постепенно адаптируется к данной пище. Аналогичная тактика используется и при расстройстве пищеварения.

Конечно, если аллергическая реакция очень сильная, то дальнейшее знакомство с продуктом нужно отложить минимум на месяц

Ещё одна возможная проблема — это отказ от еды, когда после довольно успешных проб, хорошего аппетита, карапуз вдруг не хочет есть какой-то один или несколько продуктов. Скорее всего, всё дело в переедании. Нужно просто подождать, пока интерес снова проснётся (до этого пусть ребёнок просто сидит с родителями за столом, возможно, какая-то пища его привлечёт. В это время родители по-прежнему должны сами есть с аппетитом, показывая, как им нравится содержимое их тарелок.

Как вводить педагогический прикорм?

Введение педагогического прикорма ребенку должно производиться постепенно. Мамы начинают предлагать малышу небольшие кусочки пищи, размером с рисовое зернышко. Специалисты такое объем пищи нередко именуют микродозой. При этом ребенок должен видеть, что ему предлагают пищу, которую вместе с ним ест мама. Это служит для малыша своего рода примером, поэтому уже через несколько таких приемов младенец уже самостоятельно начинает проверять, что у мамы в тарелке.

Чтобы сформировать правильный интерес к новой пище, врачи рекомендуют предлагать малышу не более трех микродоз пищи за один прием. Такой объем не нагружает пищеварительную систему малыша. В большинстве случаев еда выводится из организма поначалу в непереваренном или полупереваренном виде. Однако даже на такой объем пищи в организме крохи начинают синтезироваться ферменты. В день малышу можно предлагать только одно новое блюдо.

Когда начинать педагогический прикорм?

Если естественный прикорм педиатры рекомендуют вводить на 3-4 месяце жизни младенца, то в отношении педагогического нет строгих рекомендаций. Оптимальным временем для включения в рацион младенца такого типа пищи является возраст 6 месяцев. К этому времени пищеварительная система малыша крепчает и становится готовой к приему новых видов пищи.

Однако каждый организм индивидуален, поэтому перед введением педагогического прикорма необходимо проконсультироваться с педиатром. Недоношенные дети, малыши с отставанием в развитии могут быть не готовы к изменению их рациона, даже небольшому, частичному.

Педагогический прикорм – с чего начать?

Решая ввести педагогический прикорм, что лучше давать и как – многие мамы не могут самостоятельно определиться. Специалисты в качестве первых микропроб советуют использовать гипоаллергенные продукты. Это позволит избежать возможных реакций со стороны маленького организма. Различные каши на воде, супы, картофельное пюре, рис – отличный вариант для знакомства со «взрослой» едой.

Первые порции по размерам не должны превышать того объема пищи, который помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев. Такой щепотки хватит для первого раза. Для жидких продуктов микродоза должна составлять 0,5 чайной ложки, которую наливают в маленькую чашечку. При этом какая-либо схема педагогического прикорма не используется, ребенку дают то, что ест мама.

Правила педагогического прикорма

Если естественный прикорм ребенка выводится с целью включения в рацион новых блюд, то педагогический преследует цель только знакомства малыша с новыми продуктами.

Учитывая этот факт, мама должна соблюдать следующие правила:

  1. За один раз давать ребенку не больше трех микродоз тех блюд, что ест мама.
  2. Продолжительность педприкорма должна составлять 3-4 недели.
  3. Такой прикорм нельзя заменять прикладыванием к груди.
  4. Увеличение размера порции производят постепенно.
  5. Чтобы сохранить интерес малыша к еде, мама должна до 11 месяцев ограничивать объем одного блюда. После того как малыш съест 3 чайные ложки одного продукта и просит еще, необходимо предложить ему другое блюдо.

Виды прикорма

Итак, специалисты выделяют два принципиально разных способа перехода на твердую пищу: педагогический прикорм и педиатрический.

О педиатрическом вы уже все знаете. С 6 месяцев малышу начинают давать определенное пюре. Сначала — чайную ложку. Через неделю — две чайной ложки. Потом — четыре. Затем вводят новый продукт — тоже с чайной ложки. И так далее.

Схемы такого питания могут немного отличаться. Кто-то рекомендует начинать с яблочного пюре, кто-то — с кабачка, кто-то с каш, а кто-то — с кефира. Именно об этом спорят мамы грудничков. Но суть остается одна и та же: постепенно увеличивается порция какого-то одного продукта.

Альтернативный вариант прикорма — педагогический. Здесь малышу ничего специального не дают. И вообще не делают пюре. Дают лишь попробовать одну крошку еды из своей тарелки. И то, только если карапуз этого настойчиво требует.

Фруктовые соки и пюре

Часто педиатры «выносят за рамки прикорма» фруктовые соки и пюре, которые также постепенно следует вводить в рацион ребенка после достижения им 6 месяцев. Самым гипоаллергенным здесь считается яблочный сок, именно с ним следует начинать знакомить малыша в первую очередь.Поначалу нужно давать совсем немного — несколько капель сока, желательно однокомпонентного (сока из одного вида фруктов, а не из нескольких). Привыкать ребенок будет к одному виду сока около месяца, к тому времени он уже сможет выпивать его в день около 30-50 мл., после этого можно начинать давать ему следующий. Очень осторожными здесь следует быть с соками из тропических фруктов: вероятность аллергической реакции на них очень высока. До года детям противопоказан виноградный сок, как провоцирующий бродильные процессы в кишечнике.

Педагогический прикорм – видео

В этом видео вы узнаете: что такое педагогический прикорм для малыша; как и когда его можно вводить; с каких продуктов лучше начать; как сделать такой прикорм безопасным для ребенка и легким для мамы. О плюсах и минусах педагогического прикорма беседуют педиатр Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей.

Педагогический прикорм – это еще один метод стать ближе к своему ребенку. Вы поддержите естественное развитие малыша и поможете ему мягко адаптироваться к пищевому рациону взрослых. Сидя за одним столом с родителями, ребенок сможет почувствовать себя полноправным членом семьи и быстро освоит основные навыки поведения во время еды.

Педагогическим бывает не только прикорм. все больше и больше родители увлекаются разными методиками развития: методика Домана, методика Зайцева, методика Монтессори, Вальдорфская педагогика. Выбирать вам, как воспитывать своего ребенка.

Преимущества и недостатки педагогического прикорма

К преимуществам предприкорма можно отнести то, что:

  1. Ребенок имеет возможность, ориентируясь только на свое желание и вкусовые предпочтения, выбирать продукты со стола. При таком подходе малышу не навязывается определенный вид пищи, как это происходит при педиатрической системе.
  2. С самого раннего возраста ребенок приобщается к семейным традициям, учится самостоятельно есть и пользоваться столовыми приборами.
  3. Введение предприкорма способствует быстрому усвоению ребенком навыков жевания.
  4. У детей, которых прикармливали по педагогической системе, практически никогда не возникает проблем с аппетитом.
  5. Ребенок знакомится с новой пищей без ущерба для грудного вскармливания.
  6. Нет необходимости тратить время и средства на организацию отдельного питания для малыша, поскольку он ест то, что и его родители.

Стоит отметить, что педагогическая система имеет также и свои минусы:

  1. Отсутствие на данный момент какого-либо научного обоснования данной методики. Сторонники так называемой концепции “естественного родительства”, частью которой и является предприкорм, обычно ссылаются на многовековой опыт предков, которые не прикармливали своих малышей отдельно приготовленной пищей, а кормили их с общего стола.
  2. На первых порах, когда ребенок только привыкает к твердой пище, он может давиться ее кусочками.
  3. Сложность определения источника аллергии или расстройства стула, поскольку за один прием пищи ребенок потребляет сразу несколько различных продуктов.
  4. Необходимость в пересмотре семейного рациона питания. Поскольку ребенок должен иметь доступ ко всем продуктам питания, находящимся на столе во время семейной трапезы, родителям стоит отказаться от копченной, острой и жирной еды, а также от полуфабрикатов. Для большинства семей этот момент является решающим минусом.

Когда начинать прикорм грудных детей?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует начинать прикорм примерно с полугода. Некоторые специалисты советуют начинать прикорм детей, находящихся на искусственном вскармливании, чуть раньше — с 5 месяцев. На самом деле, перед введением прикорма следует посоветоваться с вашим семейным педиатром, так как именно этот врач долгое время наблюдал вашего малыша и лучше всех знает, как и когда нужно вводить для него прикорм.Стоит отметить, что слишком раннее введение прикорма может повлечь за собой разного рода аллергические реакции и проблемы с пищеварением: запоры, метеоризм, дисбактериоз, а также кишечную инвагинацию, заболевание, при котором один отдел кишечника внедряется в просвет другого. Это очень болезненно для малыша и сложно лечится. Чреват ранний прикорм и психологическими проблемами: дети, особенно те, кого родители насильно заставляли есть «другую» еду, впоследствии отказываются есть и капризничают.Не менее нежелательно и слишком позднее введение прикорма. Если вовремя не начать прикармливать малыша, у него может развиться дефицит железа (анемия), гиповитаминоз, рахит, гипотрофия, ребенок может начать отставать в развитии.

Когда следует вводить естественный прикорм ребенка?

Время приучения к незнакомой еде зависит от психологической и физиологической готовности ребёнка. Оптимальное время – от 6 месяцев, когда в организме сформировываются ферменты, способствующие перевариванию более жёсткой пищи. В это же время повышается вырабатываемый объём иммуноглобулина, препятствующий появлению аллергенов.

Если у младенца ещё не возник пищевой интерес к новой еде, есть смысл перенести введение прикорма на более приемлемое время

Важно знать, что нельзя заставлять ребёнка есть непривычную ему еду – закладывание пищевых привычек должно происходить само собой, иначе не пойдёт на пользу, а окажет негативное действие

Принципы педагогического прикорма

— Современная система прикорма, — рассказывает консультант по естественному вскармливанию Ксения Соловей, — не учитывает множество факторов. Еда вводится не в ответ на потребности ребенка, готовность его организма к усвоению новой для него пищи, а потому что так надо. Разработаны десятки рекомендаций, когда и какие продукты нужно использовать, созданы таблицы объемов и норм. Педагогический прикорм этим нормам не подчиняется. Он позволяет маме и ребенку организовать знакомство с новой пищей в более комфортном режиме.

Педагогический прикорм не преследует целью введение каких-либо продуктов. Ребенка не стремятся накормить. Данная техника обеспечивает формирование интереса малыша к пище, становление навыков культуры еды и поведения за столом. Она стремится исключить опасное последствие «насильственного кормления» — отказ ребенка от еды.

Основные правила педагогического прикорма.

  • Не по календарю. Главным аспектом начала прикорма становится не возраст ребенка, а его готовность к получению незнакомой пищи. Учитываются факторы физиологического и психологического развития. При этом раньше шести месяцев знакомство со «взрослыми» продуктами не начинают. До этого периода, согласно рекомендациям ВОЗ, кормление ребенка осуществляется исключительно грудным молоком или адаптированной молочной смесью.
  • Без изменения консистенции. Ребенок знакомиться с продуктами в том виде, в каком они находятся в тарелке у родителей. Пища не пюрируется. Главное требование — соблюдение членами семьи здорового рациона, в который входят мясные продукты и рыба, злаки, молочные и кисломолочные продукты. На столе не должны присутствовать колбасы, сладости, ограничено количество жареной пищи.
  • Одинаковая еда для всех. Для малыша не готовят пищу отдельно. Он ест те же продукты, что и другие члены семьи.
  • Из маминой тарелки. До тех пор, пока кроха не умеет держать ложку, он пробует новую пищу из тарелок родителей. В возрасте девяти месяцев можно предложить ему собственную тарелку и посадить на личный стульчик.
  • Только грудное вскармливание. Педагогический прикорм при искусственном вскармливании не применяется. В его основе — поддержание полноценного грудного вскармливания до достижения ребенком года и старше. В этом случае малыш получает из маминого молока не только основные питательные вещества, витамины, микроэлементы, но и ферменты, необходимые для усвоения новой пищи. Искусственные смеси таких компонентов не содержат. Поэтому для малышей-искусственников прикорм должен осуществляться по педагогической схеме.

— Система педагогического прикорма как раз и была разработана для малышей на искусственном питании, — уточняет консультант по лактации Лилия Казакова. — Перетертая, пюрированная еда, продукты в баночках придуманы американскими педиатрами для того, чтобы максимально мягко перевести незрелую пищеварительную систему искусственника на более грубую пищу. Детям на грудном вскармливании это не нужно. Они сразу могут получать качественные и свежие продукты в их естественном виде.

Главное преимущество такого подхода заключается в том, что малыш знакомится не с едой как таковой, а с традициями своей семьи по принятию пищи. Отсутствует необходимость приготовления для него индивидуальных блюд. А грудное вскармливание, как основной источник всех ценных веществ для организма крохи, сохраняется в течение всего первого года его жизни и в дальнейшем.

Как осуществляется первый педагогический прикорм при грудном вскармливании?

До 12 месяцев грудное питание является первостепенным источником насыщения, а прикорм предназначен для ознакомления и не замещает грудного кормления. Начальное знакомство с неизвестным продуктом стартует с микродозы – объёмом твёрдой еды, размером с бусинку, полутвёрдой – 1/4 чайной ложки, жидкой – в размере одного глотка. За один рацион питания, младенец может опробовать до 3 разных видов еды. Объём потребляемой еды растёт со временем, ориентируясь на особенности ребенка. Спустя 5-7 дней ежедневного педагогического прикорма объём пищи доходит до 1 чайной ложки, а через пару месяцев – до 1-2 столовых ложек.

Важно знать крупы, которые следует вводить с осторожностью из-за высокой концентрации глютена: овсянка, пшеница, ячмень. Продукты, способные активировать аллергены: молочную продукцию, яйца, рыбу, вводятся от года, чётко дозируя объём и наблюдая за реакцией организма. По исполнению 3 лет допустимо давать на пробу орехи и грибы

Не рекомендуется давать детям нездоровую пищу: колбасные изделия, полуфабрикаты, консервы. Пищеварительный тракт малыша ещё слаб, поэтому следует ограничивать попадание в организм лишней воды, исключить сахар, соль и специи

По исполнению 3 лет допустимо давать на пробу орехи и грибы. Не рекомендуется давать детям нездоровую пищу: колбасные изделия, полуфабрикаты, консервы. Пищеварительный тракт малыша ещё слаб, поэтому следует ограничивать попадание в организм лишней воды, исключить сахар, соль и специи.

Постепенно увеличивая естественный прикорм ребенка, наступает период для формирования самостоятельности. Возрастные особенности позволяют ребенку держать небольшие предметы, поэтому следует давать на пробу куски твёрдых продуктов: сушку, сухарик, дольку яблока, кусок морковки или кабачка. В процессе самостоятельного познавания мира еды, нельзя оставлять ребенка без присмотра.

Чтобы ребёнок полноценно развивался, важно с младенчества приучать малыша к здоровому питанию. Задача родителей – предоставить ребенку выбор полезных продуктов, и предоставить возможность самому определять, что и в каком количестве он хочет съесть

Тогда витаминизированный рацион ребенку будет обеспечен.

Первая ложка

Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…

В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки

Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?

С чего начать прикорм

Многие педиатры рекомендуют в первую очередь давать малышам овощное пюре. Комаровский же советуют введение начать с творожка и кефира. По мнению доктора, молочные продукты наиболее походи на грудное молоко по составу. Тогда как пюре из овощей кардинально отличается. Комаровский уверен, что молочные продукты не принесут вред пищеварению малыша и сделают переход менее болезненным.

Независимо от выбранной методики существуют правила, которые упростят процесс перехода к взрослой пищи. К таким принципам относят:

  • Нельзя кормить насильно;
  • Первый прикорм лучше давать между 9 и 11 часами в первой половине дня после первого утреннего кормления грудью;
  • Кормите с чайной ложечки;
  • Не отказывайтесь от грудного вскармливания после начала введения прикорма;
  • Внимательно следите за самочувствием грудничка. При аллергии или расстройствах желудка на время прекратите кормить малыша тем продуктом, которые вызвал негативной реакцией;
  • Готовьте еду сами, тщательно подбирайте и промывайте продукты, смотрите дату изготовления и срок годности.

Педагогический прикорм подходит для тех родителей, которые готовы сами следить за своим питанием и рационом. Такой метод обеспечивает естественное привыкание к новым продуктам и естественный переход к новой пище.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий